Лизинг вагонов вошел в период встряски
Рынок лизинга железнодорожного подвижного состава ожидают тяжелые месяцы, следует из отчета Moody's. Циклический спад на рынке, сопровождающийся падением погрузки на железнодорожной сети и ростом профицита вагонов, еще в январе — сентябре 2019 года привел к сокращению нового бизнеса в этом сегменте на 50%, а эпидемия коронавируса и обвал нефтяных цен могут еще сильнее усугубить ситуацию. По мнению аналитиков, у лизинговых компаний будут сложности в закрытии провала в железнодорожном сегменте за счет смежных, в авиационном лизинге ситуация еще хуже, а из прочих сегментов относительно нормально пока себя чувствуют лишь лизинг дорожной техники и грузового водного транспорта.
Лизинговым компаниям, работающим в железнодорожном сегменте, следует готовиться к ухудшению и без того непростой ситуации в горизонте ближайших 12–18 месяцев, следует из аналитического отчета Moody`s по рынку лизинга железнодорожного подвижного состава (есть у "Ъ"). Как сообщается в отчете, по итогам января—сентября 2019 года объем нового бизнеса в сегменте лизинга железнодорожного подвижного состава упал практически на 50% относительно того же периода 2018 года. Причины — замедление роста экспорта угля (на уголь по итогам 2019 года приходится 29% в общей погрузке на сети ОАО РЖД), вызвавшее снижение спроса на полувагоны на фоне их растущего профицита. По итогам первого квартала погрузка на сети ОАО РЖД снизилась на 3,8% к тому же кварталу годом ранее, до 306,7 млн тонн, при этом погрузка угля за первый квартал сократилась на 10,2%, до 87,2 млн тонн. Снижение спроса на полувагоны повлекло за собой падение ставки оперирования: на январь, следует из отчета Moody`s, она упала до 1,4 тыс. руб. за вагон в сутки, потеряв 500 руб. с января годом ранее, а к апрелю, как ранее сообщал "Ъ", доходность оперирования полувагонами снизилась до 1 тыс. руб.