Маршрут для рельсобуса

Рельсовые автобусы, появившиеся в России еще в конце прошлого века, вновь выходят на маршруты. С 8 марта они начали курсировать из Анапы в Керчь по Крымскому мосту, выходят на линии и в других регионах.

В пригородах Калининграда рельсовые автобусы курсируют уже несколько лет, ходят на пригородных маршрутах у Великого Новгорода, между Тулой и Калугой. В этом году их запустили также на пригородном маршруте Ростова-на-Дону, а в прошлом году они появились даже на Сахалине.

"На острове провели обновление железнодорожной магистрали, теперь там пути со стандартной для России колеей", — рассказывает президент ассоциации "Желдорразвитие" Александр Кисько. Туда отправили новейшую модель российских рельсобусов.

Еще 18 современных рельсобусов отправлено в Подмосковье, они будут ходить на пригородных маршрутах, которые находятся в ведении Центральной пригородной пассажирской компании, говорит он.

Спрос на этот гибридный вид транспорта связан с его особенностями. Рельсовые автобусы, которые правильнее называть "автомотрисса" или "дизель-поезда", — нечто среднее между поездом и трамваем. Один или несколько вагонов имеют собственный двигатель, так что локомотив им не нужен. При этом ходят они на дизельном двигателе, как у обычного автобуса, хотя современные рельсобусы могут работать и на электричестве.

Например, в Германии они появились после Второй мировой войны. Использовались на малонагруженных, неэлектрифицированных железнодорожных ветках. Распространены они и в других странах Европы — в Италии, Чехии. На неэлектрифицированных линиях пускать поезд под тепловозом невыгодно из-за небольшого пассажиропотока. А вот одного-двух самоходных вагонов на дизеле вполне достаточно для перевозки пассажиров. Даже на электрифицированных линиях рельсобусы могут быть экономичнее обычных электричек по той же причине — заполнить один вагон проще, чем целый состав.

В России первые рельсобусы выпустили на предприятии "Метровагонмаш" в 1997 году на базе вагонов метрополитена. Многие детали, включая двигатель, были импортными. Это была модель РА-1. Затем появилась модель РА-2. Эти рельсобусы шли на экспорт в страны Восточной Европы, рассказывает Александр Кисько.

Современная модель РА-3 уже может развивать скорость до 120 километров в час. У таких рельсобусов просторные салоны с удобными креслами, которые могут вмещать до 230 пассажиров. Но и эта модель также будет дорабатываться в соответствии с пожеланиями заказчиков, считают специалисты. Некоторые технические узлы можно улучшить. Сейчас производитель собирает отзывы. На их основе будут разработаны проекты улучшения модели.

К тому же к стоимости машины тоже есть вопросы, некоторые потребители считают ее слишком дорогой. По словам Кисько, цена обусловлена тем, что машины поставляются по контрактам полного цикла, помимо самого рельсобуса компании-перевозчики получают также сервисное обслуживание. Но за счет того, что рельсобусы мобильнее и экономичнее обычных поездов и электричек, окупить их содержание гораздо проще.

Евгений ГАЙВА