Мишустин поручил учесть эффект от коронавируса при формировании бюджета
Разрабатывать параметры бюджета на 2021-2023 годы необходимо не только с учетом прежних рисков, таких как санкции, но также с учетом влияния, которое оказало распространение коронавируса на мировую экономику. Такое поручение, как сообщает «РИА Новости», дал правительству премьер-министр Михаил Мишустин.
«При формировании ключевых показателей нужно тщательно проанализировать все риски, как прежние, которые были связаны с санкциями, так и возможные новые из-за реакции мировой экономики из-за коронавируса, предусмотреть все меры, чтобы сгладить их влияние и выполнить стоящие перед нами задачи», — сказал глава правительства на оперативном совещании с членами кабмина. Встреча была посвящена началу нового бюджетного цикла.
Последняя неделя февраля 2020 года ознаменовалась обвалом на основных мировых фондовых площадках, капитализация российского рынка акций по индексу РТС за неделю упала на $27,6 млрд, до $159,7 млрд, или в рублях по индексу Мосбиржи на 1,24 трлн, до 10,78 трлн руб.
Цена нефти марки Brent на бирже в Лондоне упала за неделю на $10 за баррель. В пятницу, 28 февраля, торги шли возле отметки $50 за баррель, причем на короткое время цена впервые за 2,5 года даже опустилась ниже $49, показав снижение на 5,37% за одну торговую сессию.
1 марта президент Владимир Путин заявил, что для российской экономики текущий уровень цен на нефть приемлем. «Хочу подчеркнуть: для российского бюджета, для нашей экономики текущий уровень цен на нефть является приемлемым», — сказал президент и напомнил, что в рамках макроэкономической политики страны в этом году за базовый уровень взяли стоимость нефти Brent $42,4 за баррель.
По мнению министра финансов Антона Силуанова, российский бюджет в состоянии профинансировать все расходы даже при цене на нефть $30 за баррель. «Бюджет наш защищен, резервы созданы. Сейчас мы при цене на нефть даже около $30 за баррель, я фантазирую, мы в течение четырех лет профинансируем спокойно наши расходы», — сказал он.
Как ранее писал РБК, обвал цен на нефть привел к тому, что разрыв между ее рыночной стоимостью и планкой отсечения по бюджетному правилу ($42,4 за баррель марки Urals в 2020 году) сократился до минимального значения за время действия последней версии бюджетного правила в России. По действующему с 2018 года бюджетному правилу (переходное правило было введено в 2017 году), все нефтегазовые доходы бюджета сверх установленной цены отсечения (ежегодно индексируется на 2% начиная с $40 в 2017 году) поступают в Фонд национального благосостояния (ФНБ), который выступает суверенной «подушкой безопасности». Дальнейшее снижение нефтяных цен грозит ослаблением рубля и замедлением накопления ФНБ.
В случае если нефтяные котировки упадут ниже $50 за баррель, зависимость рубля от нефти резко усилится, помешать не сможет даже эффект бюджетного правила, отмечали аналитики Sberbank CIB в августе 2019 года. Снижение цен на нефть скажется прежде всего на курсе рубля, рассказала РБК экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец: «Наша оценка чувствительности курса к ценам на нефть — 3% ослабления курса на 10% снижения цены». Если стоимость барреля останется на уровне $52, курс может превысить 68 руб. за доллар, считает она.
Владислав ГОРДЕЕВ