Не сочтите за труд
Работник, решивший работать из дома после снятия режима нерабочих дней и региональных противоэпидемиологических ограничений, может быть уволен за прогул. Режим работы в организации после окончания пандемии должно определять руководство.
Такие разъяснения прозвучали в ходе специального вебинара "Режим нерабочих оплачиваемых дней: что делать работодателю?", организованного Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России. Напомним, институт — ведущее правительственное экспертное учреждение по правовым вопросам.
Режим работы в удаленном режиме людям дается по-разному. Одни уже устали вкалывать дома, соскучились по трудовому коллективу и мечтают поскорее вернуться в офис. Другим — и их немало — понравилось работать в домашних тапочках, они спят и видят, чтобы удаленка не кончалась.
Сейчас режим нерабочих дней снят, но во многих регионах сохранились ограничения. Так что пока для многих удаленных работников ничего не изменилось. Тем не менее тот тревожный час, когда начальник позвонит и скажет "приходи, хочу тебя видеть", все ближе. Есть ли у работника право сказать "нет, я лучше из дома поработаю"? Увы, нет.
"У сотрудника нет оснований не выходить в таком случае на работу", — подчеркнула ведущий научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России Татьяна Коршунова. Именно она модерировала вебинар "Режим нерабочих оплачиваемых дней: что делать работодателю?".
Как только руководство компании издаст приказ о возврате к обычному режиму работы, все сотрудники обязаны подчиниться. Впрочем, у работника есть право обратиться с просьбой оставить его на удаленном режиме. Но последнее слово здесь за работодаталем. Если и начальнику, и сотруднику удобно, они могут оставить все, как есть. При этом эксперты советуют подписать дополнительное соглашение, разрешающее человеку работать дистанционно. Такой документ в том числе защитит работника: если у начальства изменится настроение, никто не сможет обвинить человека в прогуле, мол, сидел дома самовольно.
Кроме того, Татьяна Коршунова советует ввести какую-то форму отчетности для сотрудников на удаленной работе. Иначе к работодателю может предъявить претензии налоговая инспекция, мол, за что платили работнику? По ее словам, уже существует достаточная судебная практика, когда рабочее время человеку не зачитывалось, а документы, поданные в фонд социального страхования, отклонялись. В надзирающей инстанции говорили работодателям, мол, человек не мог у вас трудиться четыре часа в день, так как параллельно он числится еще в двух местах и просто физически не способен разорваться. Так и в случае с удаленной работой. Могут возникнуть вопросы: а почему время засчитывается за рабочее, действительно ли человек выполнил ту работу, за которую ему заплатили? Или зарплата по сути платится мертвой душе?
Также сотрудника на удаленной работе можно наказывать за некоторые дисциплинарные нарушения. Другое важное разъяснение: сотрудники вправе обратиться в суд, если в это непростое время были отправлены в отпуск без сохранения заработной платы.
"Отпуск без сохранения зарплаты не может быть предоставлен без учета мнения работника, — подчеркнула Татьяна Коршунова. — Он всегда предоставляется только по письменному заявлению работника".
Конечно, когда работодатель давит на работников, многие пишут заявления. Но, когда ситуация успокоится, сотрудник может передумать и обратиться в суд. Есть большая вероятность, что принудительный неоплачиваемый отпуск тогда будет признан незаконным.
Владислав КУЛИКОВ