От суммы не зарекайся

Министерство юстиции России вынесло на общественное обсуждение законопроект, разрешающий изымать у чиновников средства, взявшиеся неизвестно откуда.

Гражданин начальник обязан жить по средствам, его финансовая жизнь максимально прозрачна. Каждый год госслужащие сдают декларации о доходах и имуществе.

Если окажется, например, что чиновник ездит на машинах, которые явно ему не по карману, ему, скорее всего, придется отдать свое люксовое авто государству.

Еще в 2012 году был принят Закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". Он дает право прокурорам обращаться в суд, чтобы забрать в доход государства недвижимость, автомобили и ценные бумаги, принадлежащие чиновникам, если нет подтверждения законности их приобретения, а стоимость превышает официальный доход семьи за предыдущие три года.

Как сообщил недавно Генпрокурор РФ Юрий Чайка, с 2016 года в суды направлено несколько десятков исков об обращении в доход государства имущества на 25 млрд рублей.

Однако, как пояснили в минюсте, действующий порядок не распространяется на денежные средства.

То есть если у чиновника есть элитный автомобиль не по карману, то прокуратура может через суд изъять его в доход государства. Но если у гражданина начальника подозрительный счет в банке, здесь остается только задавать риторические вопросы, подать иск в суд нельзя.

Министерство юстиции России сейчас разработало инициативу, исправляющую ситуацию. Так что если у чиновника найдут, допустим, несколько чемоданов денег, собрать которые честным путем он явно не мог, то оставить все как и было не получится. Даже если не будет каких-то других доказательств коррупции, деньги у служащего заберут.

Сегодня прокуратура может через суд забрать у чиновника люксовое авто, стоимость которого превышает официальный доход семьи за три годы

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин уже высказался в поддержку законопроекта. Он заявил, что дал поручение профильному комитету Госдумы подключиться к разработке инициативы.

"Законопроект разрабатывается во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, — подчеркивают в минюсте. — Планируется установить механизм для обращения в доход денежных средств, полученных лицами, обязанными отчитываться об их получении в случае, если сумма указанных средств превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за установленный период и ими не представлены сведения, подтверждающие получение этих денежных средств на законном основании".

Временные рамки те же самые: вопросы появятся, если найденная сумма превышают официальные доходы за три года. Конечно, это не означает, что деньги автоматически заберут. В суде у чиновника будет шанс объясниться, доказать, например, что деньги получены в наследство. Или взяты в долг у лучшего друга. Может, эти деньги принадлежат детям: как правило, сыновья больших начальников проявляют поразительные таланты в бизнесе, такое совпадение.

Если суд сочтет доводы убедительными, претензии к чиновнику снимут. Но доводы, конечно, должны быть очень убедительными. Голословные отговорки не пройдут. Кстати, в свое время Верховный суд России провел специальный обзор практики по делам, когда прокуратура требовала изъять у чиновников имущество сомнительного происхождения. В документе особо подчеркивается, что бремя доказывания законного источника происхождения средств, позволивших приобрести такое имущество, возлагается на ответчика.

Чиновники могут принести, в частности, договоры займа или дарения, это будет доказательством, что средства на покупку дорогой недвижимости были получены законным путем. Но суд изучит документы: речь о реальных сделках или фиктивных.

Эксперты полагают, что подобные подходы распространятся и на процедуру изъятия подозрительных денежных средств у чиновников. При этом изыматься могут не все средства чиновника, а именно сомнительные излишки. Допустим, найденное лишь на сто-двести тысяч рублей превышает доход чиновника за три года. В таком случае обратить в доход государства скорее всего обратят только эти сто-двести тысяч.

Владислав КУЛИКОВ