Подключение из правил: магазины электроники помогут активировать eSIM

Виртуальные SIM-карты eSIM, правила использования которыми в РФ пока только обсуждают чиновники и бизнес, уже привлекли внимание продавцов электроники. Они начинают активировать их в своих магазинах: re:Store уже предлагает покупателям iPhone eSIM от Tele2, а «Связной» планирует сделать это в 2020 году. Интересуются новым продуктом и другие розничные сети. Эксперты отмечают, что виртуальные SIM-карты привлекают покупателей, стремящихся использовать функционал дорогой электроники по максимуму. Но нынешняя временная схема реализации eSIM не позволяет подключать пользователей дистанционно и полностью раскрыть потенциал новой технологии.

Невидимая карта

eSIM –– встроенный в мобильное устройство модуль, который дает возможность менять тариф и сотовую компанию без покупки и замены физической SIM-карты. Для нового подключения в перспективе будет достаточно просканировать, к примеру, QR-код в личном кабинете на сайте или в мобильном приложении оператора.

С конца 2018 года технология eSIM работает в США и европейских странах. Сейчас в мире насчитывается несколько десятков поддерживающих еt операторов. Технология доступна в новых смартфонах Apple, аппаратах Google Pixel, умных часах Samsung и Apple, планшетах iPad.

В России eSIM своим клиентам с прошлого года в тестовом режиме начал предлагать Tele2 (активировать карту можно в нескольких десятках офисов оператора). Теперь eSIM можно подключить и в re:Store при покупке флагманов iPhone 2018–2019 годов выпуска, следует из материалов ритейлера, с которыми ознакомились «Известия». Активировать eSIM от Tele2 можно в 58 салонах в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Казани, Нижнем Новгороде, Иркутске, Красноярске, Ростове-на-Дону. Эта опция появилась в самом конце прошлого года, рассказывает представитель Inventive Retail Group (в неt входит re:Store) Людмила Семушина. По первым подключениям заметно, что технология интересна пользователям, но подводить итоги целесообразно позже, отмечает она.

Прошлогодний пилот в Москве показал востребованность технологии: клиенты были готовы записываться в лист ожидания, а в контактный центр Tele2 поступали многочисленные вопросы о сроках запуска проекта в других регионах, утверждает представитель оператора Дарья Колесникова. Компания переводила на еSIM не только своих абонентов — тестовый запуск eSIM стал поводом для абонентов других компаний подключиться к сети Tele2 и первыми опробовать новинку, говорит она.

«Связной» сейчас обсуждает возможность организации подключения eSIM со всеми операторами и планирует запустить еt в пилотном режиме в этом году, рассказывает вице-президент телекоммуникационных и финансовых услуг ритейлера Максим Следков. По его мнению, услуга станет массовой в ближайшие три года.

— Мы внимательно следим за продвижением технологии для возможного внедрения услуги по подключению в наших магазинах. Пока eSIM — нишевая опция, но в ближайшей перспективе ситуация изменится, — прогнозирует руководитель отдела закупок цифровой техники сети магазинов «Ситилинк» Наталья Селихова.

Об интересе к eSIM говорит и представитель «М. Видео-Эльдорадо», но считает, что процедуры подключения должны быть доработаны.

И в салонах Tele2, и в re:Store, чтобы воспользоваться eSim, нужно сначала купить обычную SIM-карту, а затем написать заявление о переносе номера на виртуальную. Если SIM-карта Tele2 уже есть, покупать новую не нужно.

Сегодня в России нельзя полностью реализовать потенциал и получить от оператора пользовательский профиль на eSIM дистанционно: пока нет нормативных документов, регламентирующих удалённую идентификацию абонентов, указывает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Но первые абоненты подключаются к eSIM уже сейчас, чтобы, например, пользоваться двумя SIM-картами на новых iPhone.

Для ритейлеров, торгующих дорогими смартфонами и планшетами, активация eSIM — способ привлечь покупателей, отмечает Денис Кусков. Возможность использовать iPhone от Apple в полнофункциональном режиме интересна покупателям, подчtркивает он. Эксперт не исключает, что круг подключающих eSIM ритейлеров будет расширяться по мере того, как виртуальные карты появятся и у более демократичных по ценам смартфонов. Запуск активаций eSIM отвечает на запрос аудитории, которая хочет получить максимум возможностей от устройств Apple, отмечает Людмила Семушина.

Явка обязательна

Главная проблема внедрения eSIM — легитимная дистанционная идентификация абонентов, рассказывал ранее «Известиям» представитель Минкомсвязи. Если ее решить, других препятствий нет, отметил он. По его словам, в 2019 году ведомство провело три совещания с ведущими операторами связи, отраслевыми научными институтами и заинтересованными ведомствами. В частности, были рассмотрены предложения операторов по использованию биометрических систем идентификации абонентов.

Решение для идентификации пользователей виртуальных SIM-карт может быть основано на Единой биометрической системе (ЕБС), говорил «Известиям» в сентябре прошлого года директор проектного офиса виртуального оператора (MVNO) «Ростелекома» Алексей Чернецов. При его использовании зарегистрироваться в сотовой сети можно будет, сказав несколько слов в микрофон и сфотографировавшись на камеру компьютера или телефона: ходить в салон связи с паспортом не понадобится.

По словам аналитика iKS-Consulting Максима Савватина, eSIM интересны для розницы, торгующей электроникой, как инструмент привлечения покупателей. Но развитие этой технологии снижает роль операторских салонов, торгующих SIM-картами. С увеличением количества аппаратов, поддерживающих eSIM и появлением механизмов удалtнной идентификации новых абонентов, содержать огромное количество торгующих контрактами точек сотовым компаниям просто не понадобится, считает эксперт.

«Вымпелком» планирует запустить eSIM в начале этого года, рассказывает его представитель Анна Айбашева. На первой стадии подключение будет доступно в офисах компании, далее рассматриваются сценарии подключения через интернет-магазин «Билайна».

МТС тестирует eSIM, сказал представитель компании Алексей Меркутов.

Для полноценного внедрения eSIM в России необходима проработка целого ряда вопросов, в том числе законодательного порядка, отмечает представитель «Мегафона».

Валерий КОДАЧИГОВ