Промышленный отбор
Весь прошлый год, а особенно во второй его половине, Министерство промышленности и торговли РФ и лизинговое сообщество активно обсуждали изменения формата господдержки рынка, которые были инициированы министерством в целях упрощения и повышения эффективности субсидирования лизинга в России. Новые правила стимулирования спроса на отечественную промышленную продукцию были утверждены правительством в последние рабочие дни уходящего года и опубликованы лишь после праздников в январе нынешнего, за неделю до отставки Кабинета министров Дмитрия Медведева. Однако, как показал опрос FedLeasing.ru, среди участников рынка нет единодушного одобрения предложенных Минпромторгом России принципов допуска к субсидиям, а задержка с принятием постановления и сроками выделения средств в 2020 году неизбежно отразится на объемах продаж в первом квартале.
Конкуренция путем ранжирования
Федеральные субсидии уже много лет остаются главным драйвером продаж на рынке промышленной продукции в России, а для рынка лизинга, фактически, полностью определяют динамику новых сделок в тех сегментах бизнеса, где на рынке присутствуют отечественные производители машин, техники и оборудования. Опыт прошлого года наглядно показал, что начало предоставления субсидий от Минпромторга резко активизирует продажи лизинговых компаний. Однако, выделенные годовые лимиты бюджетных средств оказываются исчерпаны за пару месяцев, после чего продажи снова резко тормозятся из-за отсутствия «скидок» от правительства.
Новая система господдержки по принципу «Единой лизинговой субсидии» (ЕЛС), утвержденная правительственным постановлением №1908 от 27 декабря, призвана объединить несколько разрозненных отраслевых программ в единый механизм содействия лизингу машин и оборудования, произведенных на территории РФ. Еще одной принципиальной задумкой правительства, озвученной еще год назад тогдашним вице-премьером РФ Дмитрием Козаком, стало желание чиновников повысить эффективность предоставляемых субсидий по лизингу, а еще лучше – создать постоянно действующий механизм, повышающий объемы передаваемой в лизинг техники в пересчете на 1 руб. предоставленной субсидии.
Решая обе эти задачи одновременно, Минпромторг разработал уникальную систему «конкурентного допуска» лизинговых компаний к средствам господдержки, которая и будет применяться с 2020 года во всех сегментах промышленного оборудования. Двухэтапный квалификационный отбор теперь будет ежегодно осуществляться специальной комиссией министерства «путем ранжирования значений показателя ранжирования» (цитата по тексту постановления). Лизинговые компании сами рассчитывают этот несложный показатель через сравнение своих прогнозов по продажам, планируемых в будущем году, с объемом запрашиваемых у государства субсидий (по каждому виду техники отдельно). Чем больше этот коэффициент ранжирования, тем выше ранг у заявки от лизинговой компании, в соответствии с которым министерство и будет распределять субсидии. Именно таким способом государство планирует устроить «конкуренцию» лизингодателей за господдержку, одновременно снижая их аппетиты к бюджетным средствам и повышая результативность «каждого рубля» из федеральной казны.
Не всем и не сразу
Прохождение квалификационного отбора отнюдь не означает мгновенного решения о предоставлении субсидии: компаниям с более низким рангом («показателем результативности субсидии») может не хватить выделенных объемов финансирования на очередной финансовый год. Таким компаниям предоставлена возможность остаться в «листе ожидания» — своеобразном «реестре запасных» лизинговых компаний, на случай если кто-то с более высоким рангом откажется сам или будет исключен из основного реестра, а также в случае увеличения правительством объемов бюджетных ассигнований по указанной программе.
Тем лизинговым компаниям, которым удастся заключить договоры с Минпромторгом и получить право на компенсации по льготному лизингу из бюджета, субсидию будут перечислять не сразу и не целиком. «Два раза в год, но не чаще, чем один раз в полгода» (то есть, не позднее 25 июля и 25 октября) лизинговая компания должна снова обратиться в министерство с пакетом документов, который кроме прочего включает в себя «отчет о достижении результата предоставления субсидии». В нем лизингодатель должен сам сравнить свои фактические продажи и прежние прогнозы, вычислив таким образом «показатель достижения результата» в рублях и в штуках переданной в лизинг промышленной продукции. Через 15 дней после подачи такого заявления и отчета министерство принимает решение о выделении субсидии, а еще через 10 дней перечисляет деньги на расчетный счет лизингодателя.
Санкции за невыполнение плана лизинговыми компаниями министерство будет применять в октябре каждого года. Если лизингодатель перевыполнил план (показатели результативности субсидии лучше, чем обещанные), они «приравниваются к плановым». Но если хотя бы по какому-то из них план провален, то компания будет оштрафована на сумму «лишней» зарезервированной под нее субсидии, помноженной на двукратную ключевую ставку ЦБ РФ (или трехкратную — в случае, если фактическая цена приобретенного оборудования окажется ниже первоначально заявленной).
Кроме того, как само министерство, так и уполномоченный орган финансового контроля, будут проводить обязательные проверки лизинговых сделок с использованием господдержки на предмет их соответствия утвержденным правительством правилам. По решению этих органов субсидия может быть отозвана полностью и должна быть незамедлительно возвращена в доход федерального бюджета.
Преимущества по правилам
Из опрошенных FedLeasing.ru крупнейших лизинговых компаний из ТОП-15 рынка подавляющее большинство сослались на нежелание комментировать решения органов власти или просто проигнорировали запрос редакции, и лишь три компании смогли оперативно прокомментировать вопросы о ЕЛС. Полное одобрение принятого правительством документа чувствуется только в комментариях «Сбербанк Лизинга», в Газпромбанк Лизинге сдержано указывают на высокие риски для лизинговых компаний при работе с государством по новым правилам, а в частной компании «Интерлизинг» с сожалением констатируют, что их участие в госпрограмме теперь под большим вопросом.
В Газпромбанк Лизинге «с пониманием» относятся к нововведениям Минпромторга, поскольку они направлены «на точечное расширение перечня субсидируемых видов имущества». По мнению генерального директора компании Максима Агаджанова, решение министерства о конкурсном отборе лизинговых компаний и требования соотнести объем передаваемой в лизинг техники с объемом запрашиваемых субсидий продиктован, прежде всего, ограниченным размером бюджета новых мер господдержки.
В то же время новый механизм предполагает увеличение ответственности лизинговой компании перед государством, отмечает он. «Чтобы заявиться на конкурс, лизинговая компания должна проделать большую работу с клиентами, выявить потребности и объемы, оценить реальность выполнения обязательств как со стороны клиента, так и лизинговой компании. Уже не получится заявить и не выполнить», — подчеркивает господин Агаджанов.
В «Сбербанк Лизинге» полностью одобряют принятый правительством документ, компания намерена принять участие в отборе Минпромторга по всем видам субсидируемой продукции. «Мы положительно оцениваем перспективы принятого документа и рады, что при его разработке был услышан голос лизингового сообщества – теперь правила распределения субсидий таковы, что лимит на каждую лизинговую компанию понятен уже в момент начала работы по программе», — прокомментировала принятие нового постановления правительства директор департамента по работе с региональной сетью «Сбербанк Лизинга» Ольга Кириллова.
Она напомнила, что в итоговую редакцию документа был включен целый ряд предложений лизинговых компаний, которые неоднократно обсуждали проект постановления правительства на площадке «Объединенной лизинговой ассоциации» (ОЛА). В частности, в утвержденном правительством постановлении введено ограничение по выдаваемым субсидиям на одну лизинговую компанию до 30%, чего раньше не было. Но риск того, что несколько крупнейших игроков выберут весь лимит господдержки, полностью исключить тоже нельзя, признает госпожа Кириллова. По ее словам, это само по себе не плохо: наличие в продуктовой линейке лизинговой компании продукта с субсидией является ее существенным конкурентным преимуществом, «поэтому мы должны научиться жить по предложенным правилам».
Плановые риски
Не смотря на то, что специалисты группы компаний «Интерлизинг» тоже принимали участие в общественном обсуждении проекта постановления правительства, ходили на встречи с представителями Минпромторга России, и даже входили в состав рабочей группы ОЛА, благодаря чему удалось «снять ряд острых вопросов», «основной спорный механизм, заложенный в субсидию, остался», сожалеет начальник отдела организации продаж компании Александр Валенцев. «Если раньше был широкий доступ к программе и любая лизинговая компания могла участвовать на равных условиях, то на данный момент программа предлагает механизм ранжирования, — поясняет он. — В результате, субсидирование будет предоставлено тем компаниям, которые взяли на себя максимальные обязательства по объемам, запросив минимальный объем государственной поддержки. То есть тем лизинговым компаниям, которые приняли наибольшие риски по неисполнению взятых на себя обязательств». В «Интерлизинге» не считают такой стимул позитивным для рынка, и сожалеют, что лизинговое сообщество было привлечено к обсуждению проекта постановления «когда документ уже был написан».
Господин Валенцев прежде всего указывает на макроэкономические риски, к которым участники рынка редко бывают готовы. «Лизинговые компании не в полной мере управляют своими продажами и продажи часто бывают зависимы от рынка, а это дополнительные риски – не выполнить взятые на себя обязательства и понести определенную ответственность», — подчеркивает он.
О высоких рисках лизингодателей, решившихся участвовать в программе ЕЛС, упоминает и Максим Агаджанов. «К примеру, до 25 июля лизинговые компании должны получить возмещение ранее предоставленных скидок клиентам по сделкам первого полугодия 2020 года. Но для этого лизинговая компания обязана реализовать до 35% от заявленного на год объема реализации предметов лизинга, — рассуждает гендиректор Газпромбанк Лизинга. — Чтобы выполнить это условие, необходимо очень скрупулёзно подойти к прогнозируемым объемам и планам по сделкам, проработать заранее все вопросы с клиентами». Невыполнение заявленных планов грозит серьезными штрафами, напоминает он.
В свою очередь, Ольга Кириллова из «Сбербанк Лизинга», говоря о высокой ответственности лизингодателей при работе с господдержкой, указывает на риск возврата субсидии в бюджет, который «остается как до момента фактического ее получения, так и после, до проведения проверок соответствующими государственными структурами». Эти риски лизингодатель будет вынужден разделить со своими клиентами, убеждена она.
Раньше было лучше
Но Александр Валенцев из «Интерлизинга» ставит под вопрос саму бюджетную эффективность предложенного Минпромторгом механизма. «На лизинговом рынке работает более сотни лизинговых компаний, каждая из которых занимает определённый сегмент, взаимодействует с производителями и клиентами. И для того, чтобы субсидия была наиболее эффективной и доступной для конечного получателя, в программу субсидирования необходимо вовлечь максимальное число лизинговых компаний», — полагает топ-менеджер «Интерлизинга». Это позволял сделать предыдущий механизм субсидирования, когда все игроки были допущены к господдержке на равных условиях, тогда как новые правила уменьшают количество допущенных участников рынка к субсидиям и ограничивает возможность использования программы конечными клиентами.
По мнению господина Валенцева, выполнить заявленную министерством цель – увеличить количество приобретенной техники на 1 руб. субсидий – можно гораздо проще: нужно просто уменьшить размер субсидии на единицу техники. «В результате на тот же объем субсидии будет профинансировано больше техники, а сейчас таких гарантий нет, и к чему это приведет в конечном счете – непонятно», — отмечает руководитель организации продаж «Интерлизинга». В результате активность потребителей будет снижаться за счет ограниченного доступа лизинговых компаний к господдержке, считает он.
Новые правила субсидирования сделают господдержку «менее доступной для рынка, так как значительное число лизинговых компаний может отказаться от участия в программе, будет участвовать номинально или не будет допущено к программе по итогам ранжирования», подытоживает Александр Валенцев. Да и унификации всех механизмов господдержки лизинга тоже не получилось. «К сожалению, полноценной замены мер государственной поддержки на единую программу не происходит, так как параллельно с единой лизинговой субсидией запускается еще одна программа поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства. Таким образом, для нас потребуется, как и раньше, сопровождать две программы», — отмечает он.
Экспериментальные обязательства
Действительно, не смотря на многочисленные обсуждения проекта постановления в лизинговом сообществе, базовые принципы «конкурентного отбора» получателей ЕЛС Минпромторг под сомнения не ставил. Первые наработки министерства в этом направлении были готовы уже к середине прошлого года, их было решено сразу протестировать на одной из отраслей машиностроения – производителях дорожной и строительной спецтехники. С 1 июля господдержка этого сегмента лизинга была возобновлена по новым правилам, а результаты проведения эксперимента должны были лечь в обоснование утверждения общего для всех отраслей постановления.
Проведенный министерством «конкурентный отбор» лизинговых компаний показал, что далеко не все крупные участники рынка способны его пройти. Комиссия Минпромторга отклонила заявки 13 лизинговых компаний, заключив соглашения с 36 лизингодателями. Семь компаний не справились с предоставлением полного пакета документов, а еще четыре не прошли по дополнительному критерию допуска к господдержке – обязательному росту планового объема поставок в сравнении с аналогичными прошлогодними периодами. Не смотря на то, что тестовый период уже завершился, а постановление по ЕЛС уже принято, публичных итогов эксперимента по факту предоставления субсидий Минпромторг России не подводил, о невыполнении прогнозных планов и, соответственно, полученных штрафах лизинговыми компаниями тоже не сообщалось.
В «Сбербанк Лизинге» подтвердили, что компания принимала участие в пилотном проекте по субсидированию спецтехники. «Главный итог – все обязательства со стороны Минпромторга выполнены», — отметила Ольга Кириллова. При этом она добавила, что внешние риски колебаний экономической конъюнктуры, которые не находятся под прямым контролем лизинговых компаний, в принятом постановлении по ЕЛС частично учтены: на лизинговые компании больше не возлагается обязанность по росту портфеля к прошлогоднему уровню, как это было в пилотном проекте по спецтехнике.
В «Интерлизинге» предполагают, что итоги пилотного проекта по субсидированию лизинга спецтехники по новым принципам уже подведены Минпромторгом, но в публичном пространстве официальной информации об этом нет. «От ряда коллег по цеху мы знаем, что не все компании в программе участвовали, и есть те, кто принимал участие с номинальными объемами», — поделился с FedLeasing.ru своими данными Александр Валенцев. Решение об участии в программе ЕЛС в «Интерлизинге» пока не приняли, сейчас в компании детально изучают новые нормативные документы. При «комфортных условиях получения субсидии» компания была бы готова запросить субсидий на 200-300 млн руб., но при текущем варианте программы такой объем точно заявлен не будет, отметил господин Валенцев.
На всех не хватит
Привлекательность участия в программе поддержки отечественной промышленности для лизинговых компаний снижается и за счет физического уменьшения объемов субсидирования лизинга в России. В пояснениях к принятому постановлению на сайте правительства указано, что в федеральном бюджете на 2020 год на финансирование такой господдержки предусмотрено 9,8 млрд руб., что значительно меньше прошлогоднего объема (субсидии только по автопрому в 2019 году составили 8,9 млрд руб., сельхозтехнике – 11 млрд руб., спецтехнике – 2,1 млрд руб.) Весь этот лимит будет распределен между различными видами промышленной продукции, произведенной на территории РФ, которые поименованы Минпромторгом в отдельном списке в приложении к утвержденным «Правилам». По каждому виду субсидируемой техники указаны доля в общем объеме ЕЛС, а также минимальный «показатель ранжирования», с которым лизингодатели могут заявиться на получение господдержки.
Больше всего денег по программе ЕЛС будет предоставлено на лизинг продукции автопрома и железнодорожного машиностроения – почти 80% от общего объема (в 2020 году – около 7,8 млрд руб., объемы поддержки автолизинга в перечне не выделены), на сельхозтехнику – 10,2% (в 2020 году – менее 1 млрд руб.), на оборудование для легкой промышленности – 7,1%, на станкостроение, тяжелое и энергетическое оборудование – 3,1%, на каждый из остальных видов промышленной продукции из перечня приходится менее чем по 1% от общих средств господдержки лизинга на соответствующий год.
Проводить ежегодные квалификационные отборы лизинговых компаний министерство должно заблаговременно – в октябре, но для 2020 года установлены особые сроки. Заявки от лизинговых компаний Минпромторг будет принимать с 27 января до 27 февраля, и не позднее 19 марта должен финализировать реестр получателей субсидий. Это означает, что господдержка промышленности в первом квартале этого года, фактически, так и не будет распределена между участниками лизингового рынка, а реальные продажи техники клиентам с ее использованием будут невозможны из-за неопределенности конечной цены сделки для покупателя.
Даже в «Сбербанк Лизинге», лидировавшем в прошлом году в отраслевых рейтингах по новому бизнесу, не испытывают «избыточных иллюзий по первому кварталу». В отсутствие господдержки на первый план выходят факторы традиционного посленовогоднего подорожания машиностроительной продукции и увеличение утилизационного сбора по автотехнике, считает Ольга Кириллова. Учитывая эти пессимистические ожидания, значительная часть клиентов постаралась приобрести оборудование еще в конце года – в период традиционного «высокого сезона» на рынке лизинга, не откладывая покупку на начало года.
Впрочем, правительство в любой момент может увеличить объемы бюджетного финансирования по лизинговым программам, как это уже было в прошлом году, хотя оперативность принятия соответствующих решений и тогда подвергалась критике со стороны участников рынка. Кроме того, не исключено, что в принятое постановление будут внесены изменения уже новым составом правительства. По крайней мере, как рассказали FedLeasing.ru в ОЛА, на следующей неделе, то есть еще до начала процедуры приема заявок на субсидии 2020 года, Минпромторг планирует дополнительно выслушать вопросы лизинговых компаний в отношении новых правил предоставления господдержки, которые сейчас аккумулируются в исполнительной дирекции ассоциации.