РБК: В рейтинге самых дорогих банковских брендов мира сменился лидер
Китайский ICBC стал самым дорогим банковским брендом в мире, согласно рейтингу Brand Finance Banking 500. Российский Сбербанк вошел в топ-30 банков.
Крупнейший банк Китая, государственный Industrial and Commercial Bank of China (ICBC), в 2017 году стал самым высоко оцениваемым банковским брендом в мире, по версии журнала The Banker. Соответствующие данные приведены в ежегодном рейтинге Brand Finance Banking 500, который проводится по заказу издания с 2007 года.
В рейтинге приведена чистая стоимость торговой марки банка и связанной с этим интеллектуальной собственности.
Китайский банк впервые возглавил Brand Finance Banking 500 за всю историю существования рейтинга. ICBC впервые обошел по стоимости бренда американский Wells Fargo, удерживавший лидерство с 2013 года. К 1 февраля стоимость бренда ICBC выросла за год на 32%, до $47,8 млрд. Стоимость Wells Fargo сократилась на 6%, до 41,6 млрд, что поместило бренд на второе место.
Китайские бренды заняли первое место и по совокупной стоимости, также сместив на вторую строчку американские. Совокупная стоимость банковских брендов Китая к 1 февраля 2017 года составила $258,5 млрд против $79,6 млрд пятью годами ранее (сравнения за год не приводится), американских — $205 млрд против $186 млрд.
Всего в рейтинге числится 45 китайских банковских брендов — на 11 больше, чем годом ранее. В топ-10 вошли, помимо ICBC, Китайский строительный банк, оцениваемый в $41,4 млрд (+17% к прошлому году; в рейтинге он занимает третье место — как и в прошлом году), Банк Китая (Bank of China, $31,3 млрд; +13%; пятое место с шестого в прошлом году) и Сельскохозяйственный банк Китая (AgBank, $28,5 млрд; –12%; четвертая строчка с седьмой).
Как подчеркивает Brand Finance, самый быстрорастущий банковский бренд в этом году оказался тоже китайским — Банк Харбина. В рейтинге он занимает 195-е место, но годовой прирост стоимости достиг почти 200%.
Рост стоимости китайских банковских брендов The Banker связывает с устойчивым ростом доходов банков и улучшением макроэкономических показателей. «Высокая численность населения и рост его доходов расширяют охват рынка для крупных брендов. Экономика и бизнесы в Китае растут во всех секторах, расширяясь и органически, и посредством устойчивого спроса на иностранное участие, создавая возможности для кредиторов и поставщиков финансовых услуг», — объясняют составители рейтинга. Как отмечает консультант Brand Finance Алекс Корригам, китайские банки в то же время выходят за рамки предоставления основных банковских услуг и наращивают инвестиции в свои бренды.
Составители рейтинга говорят о наличии и культурных факторов. «У китайских потребителей такие отношения со своими брендами, в том числе с банковскими, о которых западным брендам можно только мечтать. Если посмотреть на показатели Индекса силы бренда (Brand Strength Index), доверие потребителя к китайским банковским брендам куда выше, чем к европейским или американским. Отчасти это следствие того, что китайские банки в меньшей степени вовлечены в крупные скандалы, чем европейские, американские и прочие банки в других странах мира», — объясняют составители рейтинга.
Они полагают, что у китайских банков в перспективе есть возможности для укрепления позиций в рейтинге в случае реализации планов по расширению присутствия за рубежом. «ICBC недавно разместил облигации на $400 млн на международной бирже Nasdaq Dubai в целях финансирования своей экспансии и укрепления связей в регионе. Строительный банк намерен к 2020 году увеличить территорию присутствия с 24 стран до 40, за счет чего рассчитывает довести долю прибыли от операций за рубежом в общей прибыли до налогообложения до 5%. У Банка Китая этот показатель уже сейчас составляет 23%, а объем иностранных активов вырос за последние три года на 50%», — напоминают составители рейтинга.
На два российских бренда меньше
Из российских банковских брендов в рейтинг вошли шесть: Сбербанк, группа ВТБ, Альфа-банк, Газпромбанк, Промсвязьбанк и «Открытие». Из них самый высоко оцениваемый — Сбербанк — поднялся за год на 11 пунктов, на 24-ю строчку ($9 млрд; +33% к прошлому году). В то же время он занял шестое место среди самых дорогих европейских банковских брендов (лидер — HSBC — оценивается в $20,7 млрд).
Как объясняют место Сбербанка в рейтинге его составители, «банк выдерживает условия нестабильной экономики благодаря [устойчивому] кредитному портфелю, эффективному управлению рисками, но что более важно — амбициозным и инновационным подходом». «Сбербанк видится как молодая, инновационная, технологическая компания, занимающаяся созданием технологических платформ для продаж за рубежом», — объясняют они.
Сбербанк оказался единственным, данные по стоимости бренда которого представлены в рейтинге открытом доступе. Годом ранее в рейтинге числились восемь банков — указанные выше, а также Росбанк и Банк Москвы.
Екатерина МАРХУЛИЯ