РБК: В России введут дополнительный контроль за платежами в интернете
В российское законодательство впервые планируется ввести понятие платежного агрегатора — специализированной компании, которая обеспечивает проведение в интернете разнообразных платежей для онлайн-магазинов. Такие агрегаторы появились на платежном рынке сравнительно недавно, но уже сейчас обеспечивают платежи россиян более чем на 80 тыс. сайтов, следует из данных исследовательской компании MARC. Крупнейший игрок на этом рынке — «Яндекс.Касса» с долей 31%.
Платежные агрегаторы предполагается контролировать через банки и небанковские кредитные организации (НКО) в целях соблюдения законодательства о предотвращении отмывания доходов и финансирования терроризма, следует из поправок к закону «О национальной платежной системе», внесенных в Госдуму главой думского комитета по финрынку Анатолием Аксаковым, первым зампредом комитета Совета Федерации по бюджетам и финрынкам Николаем Журавлевым и еще двумя депутатами.
«Деятельность платежных агрегаторов в соответствии с законопроектом отнесена к деятельности банковских платежных агентов в сфере эквайринга в электронной коммерции», — прокомментировали РБК поправки в пресс-службе ЦБ.
Согласно поправкам, платежные агрегаторы в статусе банковского платежного агента должны будут заключать договоры с интернет-магазинами и интернет-сервисами на оказание услуг от имени кредитной организации — банка или НКО. При этом они должны будут:
- проверять своих контрагентов;
- участвовать в урегулировании спорных операций;
- соблюдать требования безопасности при переводе денежных средств, а также открыть специальный банковский счет для работы со средствами плательщиков.
Банки смогут контролировать работу своих агентов и передавать сведения об их деятельности в ЦБ.
Без счета в банке и собственной НКО
Предлагаемые поправки могут затронуть не все платежные агрегаторы. На рынке существуют две модели их работы: одни аккумулируют на своем счете платежи физических лиц за товары и услуги, а потом перечисляют их интернет-магазинам, оставляя себе комиссию, а вторые предоставляют только технологическую платформу, а все платежи идут через банки, минуя сами агрегаторы. Как считает председатель ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров, у второй категории есть возможность не подпасть под действие нового законодательства, так как они являются аутсорсерами банков, не осуществляют непосредственное взаимодействие с клиентами, а все расчеты проводит банк. Платежный сервис Payture использует именно такую бизнес-модель. Все клиенты компании проходят строгую проверку банковскими службами безопасности и имеют прямые договорные отношения с банками-эквайерами, сказал РБК его глава Андрей Гончаров.
В настоящее время только около половины платежных агрегаторов осуществляют свою деятельность в формате банка или НКО, говорит Роман Прохоров. Платежным агрегаторам с кредитной организацией статус банковского платежного агента будет не нужен, поясняет эксперт.
Лидеры рынка платежных агрегаторов
По данным международного исследовательского центра MARC, в 2017 году онлайн-платежи в России принимали 124 тыс. интернет-площадок, 66% из которых использовали для этих целей платежные агрегаторы. Самый популярный агрегатор по итогам 2017 года — «Яндекс.Касса», который используют 31,7% сайтов. На втором месте Robokassa: в конце прошлого года платежи через нее принимали 9,2% площадок. Еще 4,8% сайтов работают с Payeer, 4,3% — с UnitPay. Примерно по 3% — у PayAnyWay, Wallet One и Interkassa. По 2% — у RBK Money, PayMaster и Platron. Около 11% площадок работают с другими агрегаторами, среди которых PayU, Uniteller, PayOnline, Assist и ECommPay. На долю каждого из них приходится 0,9–1,3% сайтов.
В 2017 году объем российского рынка онлайн-ретейла преодолел уровень 1 трлн руб., увеличившись за год на 13%, оценивали в Ассоциации компаний интернет-торговли. Онлайн-торговля занимает около 3% объема всей торговли в России (35 трлн руб.).
Против нечистоплотных игроков
Ужесточение регулирования платежных агрегаторов вводится для более эффективного применения антиотмывочного законодательства к деятельности платежных агрегаторов, считает юрист «Ильяшев и партнеры» Дмитрий Константинов. «Агрегаторы должны стать частью платежной системы и нести обязанности по обеспечению антиотмывочного законодательства», — уверен он.
У нечистоплотных агрегаторов, которые в настоящее время полностью не идентифицируют перед банками-эквайерами всех своих клиентов, а используют один банковский терминал для обслуживания многих клиентов, есть возможность скрывать в своем трафике транзакции нелегальных в России видов деятельности, таких как, например, азартные игры и незаконные финансовые сервисы, объясняет Андрей Гончаров. Это влечет за собой последствия в виде материального и репутационного ущерба для банков, ставит под угрозу деятельность добропорядочных торгово-сервисных предприятий и дестабилизирует рынок в целом, говорит он.
«Национальный платежный совет обращался с письмом в Банк России с просьбой отрегулировать деятельность этих платежных агрегаторов, потому что объемы денежных операций, которые они обрабатывают, носят критичный характер», — отмечает председатель правления Национального платежного совета Алма Обаева, подчеркивая, что у регулятора нет доступа к данным об этих транзакциях. «Те поправки, которые вносятся сейчас в Госдуму, — это предложение от рынка, и Банк России разделяет эту позицию», — подчеркнула она.
Поправки в законопроект направлены и на защиту денежных средств клиентов, которые нельзя будет арестовать в случае возникновения проблем у платежного агрегатора, например при наложении штрафов или его банкротства, указывает Обаева. В настоящее время на счете платежного агрегатора аккумулируются как денежные средства, полученные от его деятельности, так и деньги клиентов, объясняет Роман Прохоров. Создание специального банковского счета позволит развести поток денежных средств, благодаря чему деньги плательщиков будут защищены, говорит он.
«Известны случаи, когда нерациональная хозяйственная деятельность агрегаторов приводила к тому, что средства юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, с которыми были заключены договоры о приеме денежных средств, перечислялись с большими задержками либо агрегаторы вообще не могли выполнить свои обязательства», — напоминает Андрей Гончаров. Требование использовать спецсчет для зачисления средств поможет решить эту проблему и защитить добросовестные торговые компании от мошенничества, пояснил он.
Требуют доработки и допрасходов
В случае вступления поправок в силу кредитным организациям и их партнерам придется понести дополнительные расходы, считают в крупнейшем игроке рынка платежных агрегаторов — «Яндекс.Касса» (действует через НКО «Яндекс.Деньги»). «Им придется пересмотреть свои отношения и переформатировать их под новые условия», — отметили в пресс-службе агрегатора. «Законопроект вызывает у компании вопросы в части реализации некоторых требований, но в «Яндекс.Касса» рассчитывают, что он еще будет неоднократно обсуждаться и конкретизироваться в период прохождения им стадий законотворческого процесса», — добавили там.
Внесенные поправки к законопроекту требуют детальной проработки, в том числе и в рамках рабочих групп, считает Татьяна Глазачева, исполнительный директор Robokassa (второго по величине платежного агрегатора, работает без НКО). По ее словам, такая работа нужна, чтобы «понять, пытается ли законодательство вменить агрегаторам получение данного статуса (банковского платежного агента. — РБК) независимо от того, как проходят расчеты и устроена юридическая модель бизнеса». Расчеты в сервисе Robokassa проводят привлеченные расчетные банки, которые ведут всю необходимую документацию и отчитываются перед проверяющими органами, а также проводят всю необходимую идентификацию как интернет-магазинов, так и плательщиков, в случае если сумма платежа превышает лимиты, объяснила она.
Некоторые положения законопроекта, вероятно, будут еще обсуждаться в рамках диалога между участниками рынка и регулятором, так как требуют более детального рассмотрения, согласна председатель правления QIWI Банка Мария Панферова. После введения новых требований многим агрегаторам будет необходимо пересмотреть договорную модель взаимодействия с банками и поставщиками, отмечает она. Агрегатор должен будет выступать в отношениях с поставщиками не самостоятельно, а от имени кредитной организации. «Эти изменения будут связаны с некоторыми затратами со стороны платежных агрегаторов, так как законопроект предусматривает необходимость открытия специального счета для расчетов с поставщиками. Вероятно, затрат потребует и перезаключение сделок с кредитными организациями и поставщиками», — подчеркнула Панферова.
Евгения ЧЕРНЫШОВА
При участии: Екатерина ЛИТОВА