РБК: Минэкономразвития предложило пенсионным фондам инвестировать в инновации
Минэкономразвития пытается стимулировать НПФ к инвестированию средств пенсионеров в инновационные компании и проекты. С учетом повышенных рисков и регуляторных ограничений фонды пока воспринимают предложение скептически.
Хайтек на бирже
С июля 2009 года на Московской бирже действует сектор для высокотехнологичных компаний «Рынок инноваций и инвестиций» (РИИ), созданный вместе с «Роснано». Основная задача РИИ, как указано на сайте биржи, — содействие привлечению инвестиций, прежде всего в развитие малого и среднего предпринимательства инновационного сектора российской экономики. Сейчас на Московской бирже в секторе РИИ торгуются бумаги 16 компаний, в том числе двух паевых инвестиционных фондов. По данным биржи, среднедневной объем торгов акциями компаний сектора РИИ в 2017 году возрос по сравнению с 2016 годом на 80% и составил 90 млн руб. Общая капитализация компаний сектора превышает 360 млрд руб.
Пенсии — в инновации
У Минэкономразвития нет полномочий, чтобы расширить список финансовых инструментов, разрешенных НПФ для инвестиций. Однако оно может направить свои предложения в Банк России, который контролирует работу фондов и принимает решения относительно их инвестиционной политики. Министерство хочет оценить заинтересованность НПФ в инвестициях в инновационные компании при условии участия в их капитале институтов развития, а также объемы таких инвестиций. Письмо за подписью заместителя министра экономического развития Олега Фомичева получили Банк России, Ассоциация НПФ (АНПФ), Национальная ассоциация НПФ (НАПФ) и 11 крупнейших пенсионных фондов.
«Вместе с «Рынком инноваций и инвестиций» Московской биржи министерство реализует проект по поддержке высокотехнологичных (инновационных) компаний к проведению IPO и размещению корпоративных облигаций на российском рынке, а также реализует мероприятия, направленные на привлечение инвестиций в инновационный сектор экономики РФ», — говорится в другом письме за подписью директора департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития Артема Шадрина.
В июле позапрошлого года НПФ сделали первый шаг к высоким технологиям — им разрешили инвестировать до 5% пенсионных накоплений под управлением в акции инновационных компаний биржевого сектора Московской биржи «РИИ-Прайм». По данным Московской биржи, сейчас «РИИ-Прайм» представляют всего два эмитента, из которых акции предлагает лишь один — Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) (второй — «Роснано» — эмитент облигаций). В условиях сравнительно низкой ликвидности бумаг этого недостаточно для массового привлечения пенсионных средств в сектор, указывает президент АНПФ Сергей Беляков.
О расширении возможностей инвестирования пенсионных денег в высокотехнологичные компании в декабре прошлого года говорил первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Но, по его мнению, для этого сначала необходимо убедиться в устойчивости НПФ. «Любые изменения правил инвестирования могут обсуждаться только после апробации на практике обязательного стресс-тестирования НПФ, которое вступает в силу с 22 февраля», — заявил РБК представитель ЦБ, не комментируя при этом предложение министерства. В Минэкономразвития не ответили на запрос РБК.
Много риска
Опрошенные РБК фонды, входящие в десятку крупнейших по объему пенсионных накоплений, сходятся во мнении, что инициатива Минэкономразвития интересная, но воплотить ее в жизнь будет трудно. Участие НПФ в высокотехнологичных проектах, во-первых, создаст новую область для вложения пенсионных средств, увеличит количество эмитентов, доступных для инвестирования средств пенсионных накоплений, обеспечит возможность диверсификации портфеля НПФ, а во-вторых, позволит развиваться новым компаниям, перечисляет гендиректор ФГ «Будущее» Марина Руднева. Поддержка высокотехнологичных компаний важна для повышения уровня цифровой экономики страны, соглашается глава инвестиционного департамента НПФ «Сафмар» Андрей Есин.
Но для фондов очень важно соотношение риска и доходности бумаг, отмечает директор департамента риск-менеджмента НПФ электроэнергетики Александра Сметанина. По действующим нормативам фонды могут инвестировать в активы с повышенной степенью риска только 10% портфеля. «Трудно сказать, как можно будет аргументировать целесообразность таких инвестиций, как они повлияют на результаты стресс-тестов, как в перспективе отразятся на фидуциарной ответственности (материальной ответственности руководства фонда перед клиентами. — РБК)», — добавляет она.
Инвестиции в инновационные компании ранее уже обсуждались в Минэкономразвития, однако интереса со стороны НПФ не вызвали, рассказывает первый вице-президент НАПФ Сергей Эрлик. «Главная причина — в отсутствии хороших проектов, с хорошей доходностью и минимальными рисками», — говорит он. В условиях реформы рейтинговых агентств, ужесточения условий инвестирования пенсионных накоплений со стороны регулятора, а также в преддверии введения стресс-тестирования и фидуциарной ответственности фонды не проявляют спроса на новые высокорисковые инвестиции, уточняет Беляков.
Для НПФ установлено множество ограничений на инвестирование пенсионных денег, и для того чтобы они могли вложить средства в высокотехнологичную компанию, ее ценные бумаги должны отвечать установленным регулятором требованиям, добавляет Есин. Например, фонды всегда присматриваются к уровню риска по бумагам, а «РИИ-Прайм» — высокорисковый сектор. Сектор рынка инновационных компаний еще очень молод и узок, его характеризует повышенный уровень рисков, соглашается директор по рискам НПФ Сбербанка Андрей Журихин. НПФ являются консервативными инвесторами, венчурные инвестиции — это немного другой профиль, отмечает Сметанина. «Нам было бы интересно получить дополнительные гарантии государства о сохранности инвестиций НПФ», — продолжает Есин, оговариваясь, что в портфеле НПФ «Сафмар» «есть крайне ограниченное количество ценных бумаг этого сектора». В «ВТБ Пенсионный фонд» РБК сообщили, что инвестиций в высокотехнологичные проекты у фонда нет. Остальные НПФ не стали раскрывать детали своих портфелей.
«В случае если такие бумаги будут удовлетворять нашим критериям (надежные финансовые инструменты, соответствующие действующему законодательству и нашей инвестиционной стратегии), мы будем готовы рассматривать их приобретение», — заявила гендиректор «ВТБ Пенсионный фонд» Лариса Горчаковская.
Мало гарантий
Опрошенные РБК фонды, однако, оговариваются: если изменятся требования регулятора, появятся новые эмитенты и государство разделит риски с НПФ, то новые высокотехнологичные проекты будут им интересны. Нужны механизмы оценки рисков таких компаний — аналоги рейтингов надежности, а также определенные гарантии со стороны институтов, ответственных за инновационное развитие, — «Роснано» и ВЭБа, считает Руднева.
Если бы инвестиции в инновационный сектор не ограничивались нормативами, это помогло бы привлечь пенсионные накопления в высокотехнологичные проекты. «Помочь могла бы и какая-либо форма гарантий от государства или крупных институтов развития, в том числе гарантия ликвидности бумаг, а также ограничение фидуциарной ответственности по инвестициям в инновационный сектор», — добавляет Беляков. Для НПФ было бы важно разделить ответственность за участие в них с государством, резюмирует Эрлик.
Анна ХОЛЯВКО