РБК: Сбербанк собрался выйти на рынок краудлендинга

Сбербанк намерен в первом квартале 2019 года запустить платформу краудлендинга — онлайн-кредитования физическими лицами. Об этом, как передает корреспондент РБК, сообщил в ходе Гайдаровского форума первый зампред Сбербанка Александр Ведяхин.

«Это платформы, когда физлицо может дать заем юрлицу. Обычно это крайне сложно, потому что нужен какой-то посредник, нужна площадка, куда физлицо может прийти, найти интересующееся юрлицо, дать денег, доходность выше, но и, соответственно, риски выше, очевидно. Есть много таких платформ, в основном они за рубежом», — пояснил суть проекта Ведяхин.

По его словам, в первом квартале 2019 года подобная платформа будет запущена банком. Сбербанк намерен в рамках проекта предлагать оценку рисков юрлиц для кредиторов. «Мы будем предоставлять оценку рисков. Можно будет через мобильное приложение, через «Сбербанк Онлайн» сделать эту инвестицию, и в большинстве случаев Сбербанк будет соинвестором в это юрлицо. Таким образом, человек, обычный клиент, будет понимать меру риска, которую он может принимать», — рассказал он.

Краудлендинг является одним из частных случаев краудфандинга. Согласно данным Центробанка, в 2017 году рынок краудфандинга в России удвоился и достиг объема 11,2 млрд руб. При этом сектор кредитования юридических лиц, как отметили в ЦБ, стал одним из наиболее динамично развивающихся: его объем достиг 1,55 млрд руб., что на 216,3% больше, чем в 2016 году. Средняя сумма займа юрлицу составила 900 тыс. руб.

Краудфандинг (от англ. crowdfunding — финансирование толпой) — способ коллективного финансирования, основанный на добровольных взносах.

Сейчас краудфандинговыми платформами называют площадки в интернете, где инициаторы сбора средств размещают сообщение о проекте, для которого ищут финансирование, предлагая тем, кто делает взносы, некое материальное или нематериальное вознаграждение (обычно в виде первых экземпляров товара или приглашений на показ фильма, если речь идет о кино, или статуса инвестора проекта и др.).

«Для создания платформы у Сбербанка огромные ресурсы — активы, люди, бренд. С другой стороны, инвесторы на краудлендинге хотят ставку 15–20% против банковской ставки 6–7%. Значит, если будущая краудлендинговая платформа даст инвесторам-физлицам возможность зарабатывать 15–20% годовых, то это будет либо за счет уменьшения прибыли банка, либо за счет выдачи займов низкокачественным, высокорисковым заемщикам. Обычным для банков является другой способ — негодные по критериям заемщики перекидываются в МФО при банке», — прокомментировал сообщение зампреда банка глава p2b-платформы Penenza Дмитрий Пангин.

Пангин отметил, что еще одно ограничение связано с самим процессом кредитования банками: «Из-за обилия регуляторных и внутренних ограничений это нетривиальный процесс». Банки требуют усложнения процесса и увеличивают сроки обработки заявки на заем, что девальвирует ценность краудлендинга как инструмента быстрого привлечения средств.

В январе 2018 года о планах Сбербанка по выходу на этот рынок сообщал Reuters со ссылкой на источники, знакомые с планами банка. Два собеседника агентства сообщали, что банк готовится запустить проект краудинвестинга уже в первой половине 2018 года.

Пресс-служба Сбербанка комментировать эту тему отказалась.

Схожую платформу для кредитования малого бизнеса в 2015 году запустил Альфа-банк под названием «Поток». Оценка рисков бизнеса, как рассказывал Никита Абраменко, руководитель проектов «Альфа-Лаборатория», проводится с применением методов машинного обучения. Еще один крупный игрок на рынке краудлендинга — краудинвестинговая площадка StartTrack, созданная Фондом развития интернет-инициатив. Ее оборот в 2017 году превысил 800 млн руб.

Евгения ЧЕРНЫШОВА, Георгий ТАДТАЕВ