РБК: Центр Кудрина заметил «неформальное огосударствление» частного бизнеса

Доля государства в экономике достигла половины ВВП, в том числе из-за неформального огосударствления частных компаний, оценили в ЦСР. Эксперты предлагают провести приватизацию и осложнить сохранение компаний в госсобственности.

Однозначный тренд

Экспансия госсектора в России стала «однозначным» трендом, это приводит к снижению эффективности рыночных механизмов и самих предприятий, а также «неформальному огосударствлению частных компаний», пишут в докладе «Эффективное управление государственной собственностью» эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, который готовит программу для президента Владимира Путина.

Доля госсектора в ВВП, по оценке ЦСР, составила 46% по итогам 2016 года, хотя еще в 2006-м находилась на уровне 36,9%. Авторы проанализировали несколько составляющих. Во-первых, они учли вклад в экономику 106 крупнейших компаний с государственным участием (КГУ). Из них 86 относятся к компаниям с мажоритарной долей государства, еще 20 — с миноритарной долей (10–50%). Второй компонент — это, по их методологии, сектор государственного управления (СГУ), а третий — стоимость, создаваемая государственными унитарными предприятиями (ГУП).

«Основной вклад в рост относительного размера государственного сектора вносили КГУ: их доля в ВВП выросла с 20,2% в 2006 году до 25,3% в 2016 году. Доля СГУ за тот же период так же повысилась — с 16,9 до 19,2%. Доля ГУП, наоборот, сократилась — с 2,5% ВВП до 1,5%, что стало результатом целенаправленного воздействия государства на постепенное свертывание данной, как правило неэффективной, организационно-правовой формы», — говорится в исследовании.

При этом, по расчетам авторов, чем больше в компании доля государства, тем ниже ее эффективность. Рост размера прямой государственной собственности ведет и к снижению производительности труда, и к увеличению долговой нагрузки, полагают эксперты.

В конце декабря план по развитию конкуренции подписал президент Владимир Путин. План, в частности, включает сокращение госсектора в экономике. Оценки ФАС по доле государства в ВВП пессимистичнее, чем у ЦСР: по расчетам антимонопольного ведомства она составляет 70%, хотя еще десятью годами ранее была вдвое меньше.

По данным Минфина США, которые были приведены в так называемом кремлевском докладе 29 января, компании с госучастием (более 25%) обеспечили 70% российского ВВП в 2016 году. Американские власти не поясняли, как пришли к этой цифре.

Как приватизировать

Существуют несколько ключевых аргументов в пользу разгосударствления, считают эксперты ЦСР. Во-первых, это «является глобальным трендом». Кроме того, численность предприятий госсектора снижается, однако «уровень прямого и косвенного участия государства в экономике, особенно в отдельных секторах (через крупнейшие компании, банки с госучастием и госкорпорации), остается весьма значительным». Еще одна причина для приватизации в том, что размер госимущества избыточен по сравнению с объемом функций властей, отмечается в докладе. Среди других аргументов — создание условий для справедливой конкуренции, стремление к эффективности и развитию отраслевого регулирования, а также снижение расходов бюджета и единократное привлечение дополнительных доходов.

Главными рисками разгосударствления в ЦСР называют псевдоприватизацию (консолидация предприятий не напрямую у государства, а у госкомпаний и банков с крупным госучастием); неразвитость регулирования некоторых отраслей, которая не так заметна, когда их контролирует государство; нечеткость условий приватизации. Риски несет «особая роль не нормативно-правовых, а политических решений», а также слабая координация властей в сфере приватизации. Экономисты предлагают нормативно ограничивать разрастание госсектора, очистить его от некрупных непрофильных активов, а также сократить не только прямое, но впоследствии и косвенное участие государства в экономике.

Что делать

Хотя работа по инвентаризации и определению функции госсобственности уже проведена при разработке госпрограммы по управлению федеральным имуществом, планы приватизации пересматриваются после их утверждения, а сам процесс слишком централизован, указывается в докладе. ЦСР подготовил несколько блоков предложений по разгосударствлению экономики.

Первый их них предполагает определить точную функцию каждого актива и разработать «дорожную карту» по ее достижению. Второй блок включает «усложнение условий для сохранения компаний в госсекторе». Так, решения по сохранению любых компаний в собственности государства должен принимать президент, а по приватизации — лишь органы власти в зависимости от масштабов актива. Кроме того, нужно отменить неактуальные ограничения на приватизацию и отказаться от процедуры рыночной оценки недвижимости в случае проведения открытых электронных торгов.

Третья часть предложений касается компаний, которые в силу «политико-стратегических мотивов» должны остаться в собственности государства. Нужно определить перечень таких предприятий на ближнесрочный (2019 год), среднесрочный (2024 год) и долгосрочный период (2035 год) и подробно обосновать такие решения. Четвертый блок отдельно затрагивает управление малыми госпредприятиями — объем имущества казны нужно минимизировать, указывают в ЦСР. В пятом пункте предложений центра объясняются меры, которые не должны позволить госсектору расти вновь. Так, госкомпаниям следует запретить создавать предприятия в секторах, где аналогичную работу может сделать частный бизнес. Предприятия с госучастием более 50% не должны иметь право приобретать непрофильные активы. А компании с госучастием более 25%, согласно предложениям ЦСР, не смогут приватизировать свои «дочерние», «внучатые» и иные зависимые организации.Структура российской экономики перекошена в пользу добычи сырья, финансов и энергетики, указывают в ЦСР. «Это означает, что не может быть единого рецепта для сохранения или сокращения доли участия государства в экономике», — подчеркивают авторы.

Антон ФЕЙНБЕРГ