РБК: AliExpress запустит в России новую площадку с товарами до 600 рублей
AliExpress запускает в России новый суббренд — «Лоукостер». Цель — привлечь молодую «малобюджетную» аудиторию и осторожных покупателей. Работа с небольшим чеком — еще и важное решение перед снижением порога беспошлинного ввоза.
С понедельника, 5 февраля, китайская торговая площадка AliExpress запустит в России новый суббренд — «Лоукостер». Об этом рассказал РБК представитель компании. Новый формат был разработан специально для России и фактически станет здесь третьим брендом Alibaba Group — после AliExpress и Tmall.
«Лоукостер» — это дискаунтер, который специализируется только на товарах стоимостью до 600 руб. На такие категории сейчас приходится примерно шесть из двадцати самых популярных запросов на AliExpress, отмечает представитель китайского ретейлера.
Новый бренд рассчитан в первую очередь на молодую «малобюджетную» аудиторию, поэтому сначала его запустят в мобильном приложении AliExpress — его основную аудиторию составляют именно пользователи до 25 лет. Кроме того, новый канал ориентирован на тех, кто еще никогда не делал покупки на площадке. «Лоукостер» призван привлечь новых пользователей, особенно в городах-миллионниках, пояснил представитель AliExpress.
Сильное разделение
Впервые AliExpress стал диверсифицировать своих покупателей осенью 2017 года — тогда компания вывела платформу Tmall, которая специализируется на продаже товаров среднего и высокого ценового сегментов. На AliExpress продавцами чаще всего выступают небольшие китайские компании, в то время как Tmall работает с международными или крупными российскими брендами. Ежемесячная аудитория Tmall в России — сайта tmall.aliexpress.com — только на компьютерах и ноутбуках в декабре 2017 года равнялась, по данным Mediascope, почти 4,8 млн россиян 12–64 лет, всего AliExpress — 20,2 млн россиян.
«Лоукостер» нужен в том числе, чтобы не позиционировать больше AliExpress как дискаунтер. AliExpress, по словам его директора по развитию компании в России и странах СНГ Марка Завадского, уже отходит от этого имиджа: это видно и по среднему чеку, и по меняющемуся профилю покупателей, которые все чаще выбирают более дорогие товары. «С запуском «Лоукостера» мы сможем четко разделить потоки покупателей: для молодой аудитории и начинающих — «Лоукостер», для постоянных и уверенных клиентов — AliExpress, для тех, кто хочет купить известные бренды с доставкой из России, — Tmall», — пояснил Завадский.
Made in China
AliExpress был запущен в 2010 году, а в 2012-м вышел на российский рынок. Уже в 2014 году AliExpress стал самым популярным интернет-магазином в России и вошел в десятку самых популярных сайтов и не сдает позиции до сих пор. Россияне — самая большая аудитория AliExpress: на них, по данным SimilarWeb на декабрь 2017 года, приходится 30% всех посещений AliExpress, что соответствует почти 200 млн заходов на сайт в месяц.
AliExpress входит в китайскую Alibaba Group, которая занимается онлайн-торговлей, электронными платежами, облачными сервисами, а также кинопроизводством. Выручка группы за третий квартал 2017 финансового года, закончившегося в декабре, выросла на 56% и составила $12,7 млрд. Выручка направления международного ретейла за тот же период выросла на 6% год к году, до $727 млн.
Ошибочно полагать, что AliExpress в сознании потребителя — это всегда площадка с дешевыми товарами или что изменить отношение покупателей к бренду невозможно, говорит управляющий партнер брендингового агентства Depot WPF Алексей Андреев. По его словам, продавец должен предоставить для каждой социальной группы свой бренд, который будет предлагать не только приемлемую цену, но и удобный для этой группы сервис, — это и делает AliExpress. Основному бренду при этом получится занять средний ценовой сегмент, считает Андреев. Это классическое решение, когда средний сегмент занимает бренд с основным названием продавца, а нижний и более высокий — с другими, поясняет эксперт.
Важный «малый чек»
По итогам трех кварталов 2017 года на покупки из Китая приходится 52% от всех расходов россиян в зарубежных онлайн-магазинах, следует из данных Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). При этом в пересчете на количество посылок доля еще больше — на Китай приходится 90% всех заказов. Всего за три квартала 2017 года россияне получили из-за рубежа 214 млн посылок, заказав через интернет товаров на 291 млрд руб. Больше всего заказов из зарубежных интернет-магазинов — около 65% — приходится, по данным АКИТ, именно на недорогие покупки стоимостью до €22. Еще почти 21% приходится на заказы в диапазоне от €22 до €50.
Но уже в ближайший год ситуация в ценовых предпочтениях может измениться. Правительство уже не первый год обсуждает снижение порога беспошлинного ввоза интернет-покупок из-за рубежа, а также введение НДС на такие покупки. Нужно использовать оба инструмента, заявлял в январе 2018 года вице-премьер Аркадий Дворкович.
В случае с порогом беспошлинного ввоза товаров в Россию речь идет о сокращении лимита посылок с существующих €1 тыс. в месяц. Власти одновременно обсуждают две инициативы по снижению этого порога — до €200 и до €20. Согласно решению совета Евразийской экономической комиссии, лимит беспошлинных покупок в зарубежных магазинах снизится до €500 с 2019 года, а с 2020 года — до €200. При этом в документах к проекту российского бюджета на 2018–2020 годы порог беспошлинного ввоза предлагалось снизить сразу до €20. Как заявил в пятницу, 2 февраля, российский премьер Дмитрий Медведев по итогам заседания Евразийского межправительственного совета, страны — участницы союза гармонизируют ставки пошлин на основании решения комиссии. Но, как пояснил Медведев, это [€500 с 2019-го и €200 с 2020-го] «верхний порог, нижний может быть иным». «Какой порог для нас является необходимым и достаточным, еще предстоит выяснить. Дискуссии на эту тему продолжаются, — отметил премьер. — В любом случае надо принять сбалансированное решение, которое, с одной стороны, защитит внутренний рынок и национальных производителей, а с другой стороны, сохранит все возможности приобретения товаров через интернет-магазины, которые расположены в других странах».
Вторая обсуждаемая мера — это введение для иностранных интернет-магазинов дополнительного налога по аналогии с «налогом на Google» (с 1 января 2017 года иностранные компании, торгующие через интернет электронным контентом в России, обязаны уплачивать НДС).
Недорогие товары на «Лоукостере» не попадут под ограничение беспошлинного порога даже в случае его радикального понижения, считает президент АКИТ Алексей Федоров. Но на «основной» платформе — AliExpress, полагает Федоров, товары в ближайшем будущем подорожают из-за введения НДС на покупки в зарубежных интернет-магазинах, который будет заложен в цену товара.
AliExpress уже принимает меры, чтобы защитить себя от удорожания товаров в случае понижения лимита беспошлинного ввоза: компания начала локализовываться в России. В 2015 году компания запустила «AliExpress Молл», товары на котором хранятся на российских складах. Товары с местных складов продает и Tmall, рассказывала компания при запуске в России этого бренда.
Анастасия ДЕМИДОВА, Ирина ПАРФЕНТЬЕВА