Реформа лизинга в России дошла до Евразийского суда

Суд Евразийского экономического союза (ЕАЭС) назначил на 6 апреля 2020 года судебное заседание, где будет рассмотрено дело по заявлению Российской Федерации о разъяснении положений Договора о ЕАЭС, касающиеся вопросов проведения лизинговой реформы в России. Соответствующее постановление Большой коллегии судей ЕАЭС опубликовано на сайте Евразийского суда.

Поводом для обращения России в наднациональный судебный орган ЕАЭС стало отрицательное заключение исполнительного органа союза – Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) – на законопроект российских финансовых властей о введении госрегулирования для лизинговых компаний. Заблокированный комиссией документ предполагает создание и ведение реестра участников рынка лизинга в РФ, а также углубленный мониторинг и контроль их финансовой деятельности со стороны Банка России (наравне с кредитными, страховыми и микрофинансовыми организациями), что, по мнению комиссии, нарушает положения Договора о ЕАЭС о свободной торговле товарами и услугами на территории стран-участниц союза.

Как следует из текста постановления Большой коллегии Суда ЕАЭС, заявление от лица РФ подал Минюст России, попросивший разъяснить некоторые положения Договора ЕАЭС о госрегулировании услуг финансового лизинга в странах-членах союза. В частности, Минюст России просит суд уточнить, каким из разделов Договора о ЕАЭС регулируются «услуги финансового лизинга, оказываемые лизинговой компанией, не являющейся банком»: разделом XVI «Регулирование финансовых рынков» или разделом XV «Торговля услугами, учреждение, деятельность и осуществление инвестиций».

В зависимости от этого, Россия просит Суд ЕАЭС уточнить, имеет ли право государство-член союза вводить пруденциальные нормативы для лизинговых компаний – устанавливать требования к минимальному размеру уставного капитала, финансовые нормативы и отчетность, а также применять особые формы налогообложения для лизинговых операций (в части прямых налогов – на прибыль и имущество организаций).

Именно эти новые требования для лизинговых компаний стали основой законопроекта о реформировании рынка лизинга в России, принятого Госдумой РФ в первом чтении год назад и заблокированного ЕЭК в середине прошлого года. По мнению комиссии, авторы законопроекта – Минфин и Центральный банк России – не учли решение глав государств-членов ЕАЭС о создании «единого рынка товаров и услуг» на территории союза, к которому относятся, в том числе услуги лизинга, оказываемые не банками. Отрицательное заключение комиссии не позволило Госдуме России далее рассматривать законопроекты о реформе, к которым возникли вопросы и у отечественных лизинговых компаний. Ранее в интервью FedLeasing.ru директор департамента развития предпринимательской деятельности ЕЭК Галия Джолдыбаева рассказывала о том, какие именно положения законопроекта, по мнению комиссии, нарушают положения Договора о ЕАЭС и препятствуют свободному развитию лизинговых услуг.

В свою очередь, Минюст России, также ссылаясь в своем заявлении на соответствующий протокол к Договору ЕАЭС, отмечает, что услуги финансового лизинга прямо упомянуты в числе банковских услуг, которые в свою очередь относятся к более широкой группе финансовых услуг. На основании этого протокола у всех государств-членов ЕАЭС есть право вводить особый регуляторный режим для таких организаций, включающие меры по защите интересов инвесторов, вкладчиков, страхователей, выгодоприобретателей и иных лиц. Более того, нормы раздела XV о торговле услугами, где упомянуты лишь отдельные виды лизинговых услуг и для которых применяются правила «единого рынка», имеют подчиненное положение перед нормами раздела XVI о финансовом рынке и применяются лишь в части, ему не противоречащей, считает заявитель.

В связи с тем, что документах ЕАЭС «отсутствует указание на исключение» лизинга из числа финансовых услуг, то и введение особых форм регулирования в отношении лизинговых компаний следует признавать соответствующими Договору о ЕАЭС, считает Минюст России. Министерство ссылается, в частности, на то, что в Армении и Белоруссии за местными центральными банками возможность регулирования лизинговых компаний уже закреплена законодательством, а законы по образу российских планируется принять в Кыргызстане. Повторяя один из аргументов авторов реформы о «финансовой природе» лизинга, Минюст указывает, что данный подход к лизинговым услугам уже закреплен в мировой правовой системе, в частности, Кейптаунской конвенцией о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования и другими документами международных организаций.

По итогам рассмотрения заявления России 10 февраля Большая коллегия Суда ЕАЭС признала надлежащим Минюст России в качестве заявителя, а его вопросы – соответствующими компетенции суда, и приняла заявление к производству. Судебное заседание, на котором заявление России будет рассмотрено по существу, назначено на 10 утра 6 апреля и состоится в помещении Суда ЕАЭС в Минске.

Несмотря на отрицательное заключение ЕЭК, выданное еще летом прошлого года, российские законопроекты о реформе лизинга продолжали активно обсуждаться в отечественном лизинговом сообществе. Осенью стало известно, что инициативная группа из представителей не названных публично лизинговых компаний, руководства профильной ассоциации НП «Лизинговый союз» и депутата Госдумы Евгения Шулепова, разработала альтернативный законопроект о регулировании рынка, согласно которому надзор со стороны финансовых властей за лизинговыми компаниями следует заменить на саморегулирование в отрасли без введения дополнительных нормативов и форм отчетности.

Однако, Минфин России выдал отрицательное заключение на этот альтернативный законопроект, а представители Банка России, отвечающие перед правительством РФ за реализацию реформы, демонстрировали полную решимость преодолеть внезапно возникшие препятствия для продвижения своего варианта регулирования рынка. Впрочем, тактический план реформ озвучен так и не был: в конце прошлого года советник первого заместителя ЦБ РФ Сергей Моисеев рассказал лишь о готовящемся «новом, более надежном» решении, пообещав продолжить работу над законопроектами в весеннюю парламентскую сессию.

Суд Евразийского экономического союза создан в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года как постоянно действующий судебный орган ЕАЭС, располагается в Минске (республика Беларусь). Целью создания наднационального судебного органа является обеспечение единообразного применения Договора о ЕАЭС входящими в союз странами, других межгосударственных соглашений в рамках союза. Суд полномочен рассматривать споры между странами и их хозяйствующими субъектами в пределах своих компетенций и официально разъясняет заявителям нормы и положения международных договоров в рамках ЕАЭС.