Российская газета: Бот в помощь

Технологии все больше вытесняют людей из сфер, где, казалось бы, без человека не обойтись. Опрошенные "Российской газетой" эксперты уверены, что уже через пять-семь лет мы будем массово покупать одежду, продукты и повседневные товары с помощью чат-ботов (программы, разрабатываемые на основе технологий машинного обучения и нейросетей).

Зарубежные исследования эту тенденцию подтверждают. Например, по прогнозам международной консалтинговой компании Juniper Research, через пять лет в розничной торговле будет задействовано 70 процентов чат-ботов. Только в этом году их использование в разных странах мира сэкономило торговому бизнесу шесть миллиардов долларов. А к 2023 году ежегодная экономия будет составлять уже 11 миллиардов долларов.

Эксперты "РГ" считают, что все же нескольким сферам проникновение "разговорчивых" компьютерных программ не грозит. Это касается покупки каких-то дорогих, люксовых вещей, а также земельных участков и недвижимого имущества. В остальных сферах проникновение технологий потребует от продавцов повышения квалификации до уровня, который бы доказал, что живое общение повышает продажи лучше компьютеров.

Возможно ли, чтобы сфера торговли вообще отказалась от использования человеческого труда? "Уже в 2025 году мы будем примерять кофточки при помощи виртуальных помощников, сидя у себя на диване, — считает декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса Научно-исследовательского университета "Высшая школа экономики" Татьяна Комиссарова. — Специальные компьютерные программы просто будут делать наши фотографии и "надевать" на фото те наряды, которые нам понравятся. Таким образом, мы со стороны сможем оценить, украсит ли нас приглянувшаяся вещь и стоит ли ее покупать или лучше от нее отказаться. Сделанные покупки будут привозить на дом".

Покупка продуктов, по мнению Комиссаровой, тоже уйдет в интернет. А вот что касается приобретения дорогих товаров, то, скорее всего, будет действовать такая же система, как с приобретением недвижимости. То есть сначала покупатель встретится с торговым представителем и обсудит все параметры и технические возможности желаемого товара, а затем уже, если все устроит, закажет доставку. Таким образом, полностью человеческий труд из ретейла не уйдет, но он год из года будет минимизироваться, полагает Комиссарова. "Сейчас, кстати, все больше крупных торговых сетей отказываются от традиционных кассиров, заменяя их зонами самообслуживания. Принцип простой: подходишь с выбранным товаром к специальному сканеру, он все учитывает и подсчитывает, опускаешь, как в вендинговом аппарате, деньги или вставляешь карту, и получаешь чек", — напоминает собеседница "РГ".

В ближайшие годы продавцы никуда не денутся, ведь надо понимать, что, помимо Москвы, Санкт-Петербурга и крупных городов, в России масса областных и районных центров и небольших населенных пунктов, где сосредоточено до 70 процентов торговли, не согласен директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович. До них высокие технологии не дойдут еще лет 15-20. Но если смотреть глобально, идет тренд на поляризацию профессий, и это касается не только торговли. В конце концов, на рынке труда будут преобладать только высококвалифицированные и низкоквалифицированные сотрудники. И расслоение в уровне оплаты труда между ними будет колоссальное. "Поэтому если хотите хорошо зарабатывать, нужно попадать в категорию этих высококвалифицированных или высокотехничных специалистов. Иначе чат-бот реально вас заменит", — резюмирует Остапкович.


Ольга ИГНАТОВА