Российская газета: Галочка улетела

Соцсети могут обязать пересмотреть пользовательские соглашения, чтобы в них появилась возможность выбора пользователя. Сейчас, не согласившись на условия соцсетей, в них просто пока не попадешь. И не факт, что данные профиля, которые вы стерли, были уничтожены и никем не будут использоваться.

Между пользователями соцсетей и площадками нужно более подробно регламентировать правила игры, заявил врио замруководителя Роскомнадзора Юрий Контемиров в Аналитическом центре при правительстве.

Пока соцсети не несут никакой ответственности за сбор и обработку данных, которые пользователи выставили на всеобщее обозрение. Здесь можно только говорить о самодисциплине пользователей, которым не стоит быть чересчур откровенными.

Сейчас данные пользователей, которые находятся в общем доступе, собирают как минимум сто крупных российских компаний, в том числе банки. Сведения используют, например, для определения кредитоспособности и принятия решений по выдаче кредитов. Однако не все общедоступные данные достоверны. Например, человек работал в одной компании, перешел в другую, а в интернете осталась информация о его прежнем месте работы и никто ее не корректировал.

Еще данные о возрасте и поле часто используют для адресной рекламы, на получение которой пользователь согласия не давал. Налицо явное нарушение прав.

Все аспекты должно учесть минэкономразвития и к концу года представить в правительство законопроект об общедоступных данных. "Наша задача четко прописать три сценария по регулированию сбора и использования общих данных, преимущества каждого из этих сценариев. Какие изменения нормативно-правовой базы повлекут те или иные решения", — отметил глава департамента госуправления минэкономразвития Павел Малков.

Первый вариант подразумевает упорядочивание правил сбора и обработки данных, управление данными посредством площадки. Но есть риск затормозить развитие технологий обработки данных и монополизировать рынок общедоступных данных. Второй вариант подразумевает свободную обработку общедоступных данных с ограничениями на их использование. Например, не использовать для адресной рекламы. Здесь есть риск лишения граждан прав на забвение и управление данными, роста числа утечек "закрытых" баз персональных данных в интернет. Не исключен репутационный и финансовый ущерб для компаний — потребителей данных. Третий вариант самый легкий — оставить все как есть. Но он маловероятен, потому что ситуацию определенно пора менять.

Татьяна ШАДРИНА