Российская газета: Гуляем на все

Рост экономики России в августе замедлился с 1,8 процента в июле до минимального в этом году значения — 1 процента к аналогичному периоду 2017 года.

Основная причина почти двукратного сжатия темпов роста — резкое ухудшение годовой динамики сельского хозяйства (-10,8 процента после слабого роста в июне-июле) из-за слабого урожая и высокой базы прошлого года, сообщает минэкономразвития в сентябрьском выпуске "Картины деловой активности".

Снижение годовых темпов роста в августе продемонстрировали грузооборот транспорта (2,5 процента после 4,1 процента в июле) и промпроизводство (2,7 и 3,9 процента соответственно). Восстановление строительства откладывается все дальше: в отрасли по-прежнему стагнация (-0,8 и -0,7).

При этом темпы роста оборота розничной торговли в августе неожиданно увеличились (2,8 после 2,7 процента в июле).

"Такие сильные цифры свидетельствуют о том, что потребители в августе практически полностью проигнорировали усиление рисков", — отмечает главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова. Рост розничных кредитов в августе (2,5 процента к июлю, или 20,7 процента к тому же периоду прошлого года) продолжал опережать ожидания, однако ужесточение с сентября регулирования (пересмотр шкалы коэффициентов риска) может привести к замедлению роста потребления, предполагает Наталия Орлова.

При этом годовой рост продаж непродовольственных товаров в августе ускорился до 4,2 процента, что стало следствием покупок "про запас", которые население совершает, опасаясь увеличения цен вследствие валютного шока и предстоящего повышения ставки НДС, отмечается в обзоре "ВТБ Капитала", подготовленном Александром Исаковым, Петром Гришиным и Екатериной Ураковой. В то же время в продовольственном сегменте динамика продаж продолжила ухудшаться: рост оборота в августе замедлился до 1,3 процента.

Хеджированием возможных валютных рисков населением можно объяснить и неожиданное (первое за последние десять лет) сокращение рублевых депозитов граждан в августе этого года: они были инвестированы в недвижимость или переведены в наличные, предполагает Наталия Орлова.

Игорь ЗУБКОВ