Российская газета: Долговая записка
Служба судебных приставов сообщила, что разработан законопроект по изменению системы уведомления граждан об их долгах. По мнению фискального ведомства, посылать "долговые" сообщения абоненту удобней и, что не маловажно для ведомства, гораздо дешевле, чем писать письма, которые могут задержаться, а то и вообще не дойти.
Предложено отправлять должнику информацию "в качестве юридически значимой через SMS или портал госуслуг". SMS-информирование в ведомстве планируют начать по всей стране с 1 января 2020 года.
Истины ради надо сказать, что сейчас во многих регионах страны судебные приставы уже отправляют такие "письма счастья". Но специального закона под это до сих пор не было. Так что практика подобного информирования уже существует и показала свою эффективность и работоспособность.
Так ставропольские судебные приставы оповещают должников об имеющейся задолженности при помощи SMS-рассылки. Теперь неплательщикам, у которых есть неоконченные исполнительные производства в районных отделах службы судебных приставов по Ставропольскому краю и в городе Ставрополе, приходят сообщения с такими словами: "Судебные приставы информируют вас о том, что вы являетесь должником по исполнительному производству N..."
Для получения дополнительной информации рекомендуем обратиться на официальный сайт www.r26.fssprus.ru или по телефону... И дается телефон канцелярии отдела УФССП России по Ставропольскому краю по месту прописки должника.
По мнению руководителей ставропольских приставов, такое нововведение уже приносит положительные результаты. По официальному заявлению пресс-служба ведомства по Ставропольскому краю, их письма "побуждают граждан оплачивать имеющиеся долги".
В качестве примера приводится ситуация с некой местной коммерческой структурой, которая задолжала налоговой службе около 200 тысяч рублей. В отношении неплательщика возбудили исполнительное производство.
Но получив сообщение о проблеме, руководитель компании-должника на следующий же день пришел к судебному приставу-исполнителю и погасил всю сумму долга.
И в Коми заработала система подобного оповещения должников по исполнительным производствам.
Так первое массовое оповещение прошло во время акции "В Новый год — без долгов".
Как объяснили тогда приставы, такую акцию они начали "в целях повышения эффективности принудительного исполнения решений суда и актов уполномоченных органов". Только за один месяц в адрес должников уже направлено 1000 sms-сообщений, рассылка была продолжена.
В Коми письма рассылает робот. В его сообщении указываются: фамилия, имя и отчество должника, сумма задолженности, номер самого производства, отдел судебных приставов, в котором находится исполнительное производство.
А еще ссылка на сервис "Банк данных исполнительных производств", а также номер телефона судебного пристава-исполнителя.
Причем по этому номеру трубку поднимают всегда.
На сегодняшний день такие сообщения рассылают только в очень больших или продвинутых регионах. В остальных — работают по старинке с помощью писем в конверте.
Если подобный законопроект станет законом, а это вполне реальная перспектива, то сообщения о долгах придут всем, кому положено.
В подобных рассылках есть еще одна важная деталь. Совсем нередко, когда однофамильцу приходит чужой долг или по реальному адресу присылают долг чужого человека. Или случается ситуация, когда у гражданина в реальности нет долгов, но где-то произошел какой-то сбой и человеку пришло, образно говоря, не его письмо.
Чаще всего такие бумажные письма теряются, не приходят, или гражданин на них не реагирует вовремя.
Спохватывается он уже поздно, когда пристав арестует счет, имущество или наложит запрет на выезд из страны.
Подобные неприятности случаются всегда неожиданно, особенно если вины гражданина в этом нет. Но исправить ситуацию юридически очень сложно, долго и весьма затратно материально.
Придется писать письма, обивать пороги чиновничьих кабинетов, а то и обращаться в суд, чтобы отменить неприятное, а главное — незаконное решение.
На этом фоне сообщение из мобильного телефона реально поможет гражданину спохватиться вовремя и правильно отреагировать. Ведь в сообщении есть конкретный телефон конкретного сотрудника, который ответит на звонок и оперативно сможет "разрулить" ситуацию.
Наталья КОЗЛОВА