Российская газета: Заглянем в офшоры
Список стран, с которыми Россия не обменивается налоговой информацией, может сократиться на пять позиций. В том числе за счет таких популярных офшорных юрисдикций, как Белиз, Лихтенштейн, Сент-Китс и Невис. Проект приказа, утверждающего обновленный перечень, на федеральном портале нормативно-правовых актов опубликовала Федеральная налоговая служба (ФНС).
Перечень стран, которые не делятся информацией с российскими налоговыми органами, получил неофициальное название "черного списка" ФНС. Он постоянно обновляется. Из перечня, который вступит в силу 1 января 2019 года, помимо трех уже упомянутых могут быть исключены Бразилия, Панама, Сейшельские острова, Уганда, острова Мэн и Гернси. Канаду и Республику Конго налоговая служба предлагает в список добавить. В целом в нем будет 102 страны и 18 территорий.
У этого списка есть очевидное практическое значение для бизнеса: прибыль контролируемой российским налоговым резидентом иностранной компании освобождается от налогообложения, если постоянным ее местонахождением является государство, с которым есть международный договор по вопросам налогообложения и налажена реальная практика обмена налоговой информацией, комментирует Магомед Газдиев, партнер правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры". Исключение, по его словам, составляют как раз те страны и территории, которые фактически не обеспечивают обмен налоговой информацией с нашей страной, то есть не имеют действующего соглашения или уклоняются от его исполнения. "Локализация бизнеса в странах из этого списка влечет за собой налоговые последствия для российских налоговых резидентов: необходимость сдавать отчетность о результатах работы компании в ФНС и платить налоги с дохода в российский бюджет. Поэтому любые изменения в этом списке всегда имеют существенное значение для российского бизнеса, локализированного за рубежом. В данном случае больше всего это касается российских "беглецов" в популярный "налоговый рай" Сент-Китс и Невис, до которого, наконе,ц докатилась новая фискальная транспарентность", — отмечает Газдиев.
Исключение той или иной страны из списка позволяет в некоторых случаях применять упрощенный порядок налогообложения контролируемых иностранных компаний, находящихся в этих юрисдикциях, поясняет в свою очередь Александр Синицын, директор департамента консультирования по налогообложению и праву "Делойт", СНГ.
Например, не проводить аудит финансовой отчетности, применять освобождение по 75-процентому порогу эффективной ставки местного налога. Однако эти послабления, конечно, нельзя назвать очень существенными, добавляет Синицын.
Эффект от того, что из списка будут исключены такие популярные офшорные юрисдикции, как, например, Белиз, Сент-Китс и Невис, будет не очень большим, поскольку наши компании в большинстве своем уже ушли оттуда. С другой стороны, те компании, что остались, могут рассматриваться как надежные, ведущие прозрачный бизнес, что делает их потенциально привлекательными для каких-либо сделок, добавляет Александр Захаров, партнер Paragon Advice Group.
По мнению экспертов, особого внимания заслуживает факт включения в "черный список" Канады, с которой у России заключены двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения и подписана многосторонняя конвенция об административной помощи по налоговым делам. Впрочем, ФНС неоднократно заявляла, что в перечень могут попадать даже такие страны. Составляя список, налоговые органы учитывают не только наличие правовых документов, но и реальную практику обмена информацией.
Юлия КРИВОШАПКО