Российская газета: Молодежь сыграла в карты
Банковская карта сегодня есть у 40 процентов подростков, и они пользуются ею чаще, чем взрослые. Правда, в половине случаев дети просто снимают с карты наличные. Самые популярные статьи безналичных расходов — это одежда, обувь, фастфуд. В списке даже есть категория "автосервис" и "финансовые услуги".
Таков финансовый портрет российского старшеклассника в возрасте 14-17 лет, составленный Сбербанком. Дети быстрее взрослых осваивают цифровые каналы оплаты, большую часть денег с карты тратят на продукты и мобильную связь. Мальчики больше внимания уделяют гаджетам и спортивным товарам, а девочки — средствам по уходу за собой и книгам. Из денег, потраченных за последний год в соцсетях и онлайн-играх, на девочек пришлось всего 12 процентов.
В среднем подросток тратит в месяц чуть менее трех тысяч рублей (если исключить слишком высокие показатели отдельных субъектов РФ), но в региональном разрезе этот показатель сильно варьирует. Среднемесячные расходы напрямую связаны с размером номинального валового регионального продукта на душу населения. Кроме того, чем старше подросток, тем больше денег он тратит.
Для банков дети в будущем станут лояльными клиентами, ведь всегда проще прийти в ту кредитную организацию, с которой уже сталкивался. Разбираться с банковскими продуктами им, как правило, помогают родители или школьные факультативы по финансовой грамотности. Они есть как минимум в регионах — участниках национального проекта минфина — это Татарстан, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Архангельская, Саратовская, Калининградская, Томская и Волгоградская области. Любая школа, решив, что ей тоже нужны такие уроки, может обратиться в местное управление минфина, Роспотребнадзора или минобрнауки, чтобы и у них преподавали финансовую грамотность.
Эксперты положительно оценивают выдачу банковских карт детям: это удобно для родителей (не нужно каждый день думать, сколько денег выдать ребенку, можно просто установить лимит расходов по карте), а для детей это бесценный опыт планирования расходов и использования нового финансового инструмента.
Важно знать!
Банки, видя популярность карт среди подростков, предлагают их не столько как самостоятельный продукт, сколько как дополнение к картам родителей — по крайней мере именно так первая карта чаще всего и появляется у детей в возрасте 6-14 лет.
Уже с шестилетнего возраста детям можно оформить дебетовую карту. У них больше всего ограничений. Для оформления детской карточки достаточно предъявить паспорт одного из родителей, а также свидетельство о рождении ребенка, при этом присутствие самого чада необязательно.
С 14 лет дебетовую карту можно выпустить к собственному счету подростка, то есть он имеет право после получения паспорта обратиться в банк, который выпускает карты для подростков, однако, как правило, даже в этом случае потребуется присутствие одного из родителей (от них потребуется письменное согласие). После выдачи карты она уже будет самостоятельным продуктом, где меньше ограничений.
После того как подросток станет совершеннолетним, его банковская карта потеряет какую бы то ни было связь с родительской: он будет сам отвечать за пластик, более того, сможет завести кредитную карту.
Обучение
Финансы для самых маленьких
Банк России и минобрнауки разработали программу повышения финансовой грамотности для самых маленьких (5-7 лет). Дошкольников обучат основам: что такое труд и товар, деньги и цена, а также честность, щедрость, экономность и трудолюбие. С 1 сентября этого года детские сады могут использовать эту программу. На ее основе педагоги разработают уроки сами или используют готовые игры и конкурсы. Одна из задач — помочь малышам сформировать полезные навыки и привычки. В частности, беречь свои и чужие вещи, поддерживать порядок, экономить свет и воду.
"Начинать знакомиться с финансовой грамотностью лучше еще до школы, поскольку дети сегодня так или иначе встречаются с миром финансов. И программа для дошкольников органично дополняет блоки финансового образования, которые уже успешно внедряются в школах и вузах", — заявил руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута. В результате дошкольники получат представление о важности труда и мире профессий, торговле и семейном бюджете, деньгах России и других стран. Отдельный блок посвящен рекламе, чтобы дети научились ее оценивать и отличать реальные потребности от навязанных.
В рамках национальных программ повышения финансовой грамотности школьников учат правильно оценивать свои потребности, вести семейный бюджет и даже определять фальшивки.
Александра ВОЗДВИЖЕНСКАЯ