Российская газета: Цифра вырулит

Цифровая трансформация транспортной системы страны, которую реально осуществить в ближайшие пять лет, может дать как минимум один дополнительный пункт российскому внутреннему валовому продукту. Об этом на Восточном экономическом форуме заявил специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, ссылаясь на расчеты экспертов Центра стратегических разработок.

"Что такое один дополнительный пункт, объяснять не надо — это огромные деньги, — констатировал Иванов, выступая на сессии "Цифровой транспорт — будущее Большой Евразии". — Нам нужно реализовать этот потенциал в сотрудничестве с нашими ближайшими партнерами".

Цифровая трансформация транспорта предусматривает много направлений: от совместной логистики с перевозчиками других стран, моделирования транспортных потоков, создания единой системы безопасности до умных дорог и беспилотников.

По оценке вице-премьера, председателя правительственной комиссии по цифровой экономике Максима Акимова, цифровизация транспортной отрасли может дать 35-процентный рост ее экономической эффективности. "Мы находимся в очень правильном месте, — пояснил он. — Азиатско-Тихоокеанский регион — территория, где генерируется, производится и перемещается основной мировой груз. И на него приходится основной объем транспортной работы".

"К сожалению, — продолжил Акимов, — Россия, имея огромный транзитный транспортный потенциал, пока не вполне его освоила и не предложила партнерам сервисы мирового класса".

Впрочем, ситуация меняется. У многих крупных отечественных транспортных компаний уже появились "дорожные карты" в сфере цифровизации, напомнил Сергей Иванов. "Росавтодор анонсировал проект "Караван", создающий условия для использования беспилотного автомобиля. "Это фантастика, которая становится ближе. Когда-нибудь, я уверен, пассажирские авиалайнеры тоже будут беспилотными", — заметил Иванов.

В "Аэрофлоте" создан специальный цифровой комитет. "Ростелеком" уже реализует программу "Умный город", которая позволяет на 60 процентов снизить аварийность на дорогах, заметно сократить время ожидания на остановках.

Росавтодор представил проект "Караван", создающий условия для использования беспилотного автомобиля

Стратегию цифровизации железных дорог подготовили в РЖД, сообщил глава РЖД Олег Белозеров. "Активно идет создание интегрированной системы управления взаимоотношений с клиентами на грузовых перевозках. Ее элемент — цифровая площадка — позволяет заказать перевозки в электронном виде без оформления бумажных документов, — пояснил Белозеров. — Мы видим в реальном времени, где вагоны, и можем с помощью нового сервиса выстраивать оптимальный путь. В результате дорожный пробег снижается и эффективность железной дороги растет". Уже сегодня к платформе, по словам Белозерова, присоединились три тысячи грузоотправителей, оборот составил более 10 миллиардов рублей.

Юлия КРИВОШАПКО

Поставили пломбу

Уже запущены пилотные проекты по совместному использованию с зарубежными транспортниками российских цифровых сервисов, сообщил министр транспорта Евгений Дитрих.

Речь идет в том числе и о беспилотном транспорте, который в дальнейшем сможет ускоренно и безбарьерно проходить пункты пропуска через границу благодаря цифровым стандартам. Сейчас эти технологии отрабатываются на дорогах необщего пользования.

Для развития транзита создается цифровая платформа мультимодальных грузовых перевозок. Один из элементов ее уже готов. Это электронная навигационная пломба. Она как раз поможет отследить груз, зафиксировать, что он пересек границу, просигнализировать, если произошел взлом контейнера. Пилотирование этого сервиса начнется 20 сентября в рамках автомобильных грузоперевозок через Россию в Казахстан.

Следующим этапом развития цифровых транспортных технологий станет грузосообщение с Китаем. С КНР разрабатывается бортовое устройство для грузовиков, в котором будут совмещены две навигационные системы — ГЛОНАСС и БЕЙДОУ. Такое устройство станет основой цифровизации "Нового шелкового пути" и позволит одновременно мониторить продвижение груза как российской, так и китайской стороне.

Татьяна ШАДРИНА