Россияне разлюбили кредиты: Банк России в два раза замедлил рост розничного кредитования
Рынок потребкредитования начал охлаждаться, как и хотел регулятор. Темпы роста розничного кредитования снизились в два раза в первый же месяц действия новых ограничений ЦБ, пишут аналитики агентства Fitch. Правда, крупнейшие банки продолжают кредитовать опережающими темпами и ставить рекорды.
Рынок охлаждается
Темпы роста розничного кредитования в российских банках в октябре замедлились почти в два раза, пишут в своем обзоре аналитики Fitch Ratings. Портфель розничных кредитов российских банков в октябре увеличился на 123 млрд рублей против 256 млрд рублей в сентябре, или 0,7% против 1,5%. С 1 октября вступили в силу новые правила ЦБ, призванные охладить рынок розничного необеспеченного кредитования. В частности, с 1 октября российские банки обязаны рассчитывать ПДН для клиентов, желающих взять потребительский кредит от 10 000 рублей.
В 2018 году темпы роста кредитования населения достигли 22%, а общий долг россиян — рекордных 14,9 трлн рублей. По последним данным на 1 сентября 2019 года, совокупный объем задолженности физлиц перед банками составил около 19 трлн рублей. В августе министр экономического развития Максим Орешкин, представляя обновленный прогноз Минэкономразвития на 2020-2024 годы и актуализированный прогноз на 2019 год, говорил, что бурный рост необеспеченного розничного кредитования может обернуться социальными проблемами. По его словам, российские заемщики в среднем отдают на выплату долгов немногим меньше половины своих доходов, а у 15% россиян эта доля доходит до 70%, что приводит к существенному ухудшению уровня жизни заемщика. При этом Минэкономразвития прогнозировало резкое замедление роста потребкредитования в 2020 году до 4%.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина оценивала этот прогноз как нереалистичный. По прогнозу ЦБ, в 2020 году рынок потребительского кредитования вырастет на 10%. Fitch же прогнозирует рост розничного кредитования на 15% в 2020 году (17% по итогам 2019 года).
В Банке России также отмечают охлаждение на рынке необеспеченных потребительских кредитов. По данным ЦБ, в сентябре номинальный рост задолженности по необеспеченным потребительским кредитам составил 1,7%, а в октябре темпы роста снизились до 1,3%. Fitch считает полный портфель розничных кредитов, без разделения на виды розничных кредитов, поэтому цифры отличаются.
«Замедление происходит у большого количества банков преимущественно за счет мер Банка России – введения предельной долговой нагрузки (ПДН) и повышения надбавок к коэффициенту риска по таким кредитам с 1 октября 2019 года», — заявили в пресс-службе регулятора.
Продолжают кредитовать
Не все банки стали менее активно выдавать розничные кредиты. В октябре Сбербанк, Альфа-банк и «ФК Открытие» продолжали кредитовать население опережающими рынок темпами. Розничный портфель Сбербанка вырос на на 1,5%, или 108 млрд рублей, Альфа-банка — на 3,9%, или 24 млрд рублей, банка «ФК Открытие» — на 5,1%, или 16 млрд рублей. При этом «ФК Открытие» установил рекорд по выдаче новых кредитов, выдав 16 млрд рублей, сказал Forbes директор департамента кредитного бизнеса банка «Открытие» Михаил Чамров.
Директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Ratings Антон Лопатин объясняет прирост портфелей у этих банков тем, что они традиционно являются лидерами рынка розничного кредитования. В сентябре портфель Сбербанка также увеличился на 1,7%, Альфа-Банка – на 3,5%, банка «Открытие» — на 3,3%», — пояснил он.
«Падения розничного кредитного портфеля Альфа-Банка в августе-октябре 2019 году нет. Мы считаем, что текущая рыночная ситуация дает возможность нарастить долю розничного рынка и клиентскую базу», — прокомментировал Forbes заместитель председателя правления, финансовый директор Альфа-Банка Алексей Чухлов. В Сбербанке от комментариев отказались.
Сократили кредитование
О снижении темпов выдачи кредитов Forbes рассказали в Почта Банке. В банке уточнили, что это не связано с введением ПДН. В пресс-службе организации объяснили, что перед введением ПДН в банке проходила акция на кредиты от 300 000 рублей на льготных условиях. После того как она закончилась, объемы выдачи упали до значений, характерных для четвертого квартала.
С июля по ноябрь сократился рост кредитования наличными в ВТБ, рассказали в пресс-службе банка, объяснив это «мерами, которые предпринимает регулятор для охлаждения долговой нагрузки населения». В Росбанке замедления прироста портфеля не зафиксировали. Остальные банки из топ-10 по размеру розничного кредитного портфеля на запрос Forbes не ответили.
Причин того, что одни банки снижают темпы роста портфеля розничных кредитов, а другие увеличивают, может быть несколько, считает директор департамента банковского развития ассоциации банков «Россия» Николай Тарасов. Первая – это то, что банки готовились к ограничениям от ЦБ разными способами. Одни наращивали выдачу кредитов перед введением нового регулирования, а после 1 октября сократили выдачу. Так сделал, например, Почта Банк. Другие планомерно готовились к введению ПДН, в итоге у них сильного охлаждения нет, поясняет Тарасов. Кроме того, системы анализа задолженности заемщиков в каких-то банках могут сильно отличаться от того, что теперь требует ЦБ. Соответственно, таким организациям нужно больше времени, чтобы адаптироваться, говорит эксперт.
В крупнейших банках уже есть огромный накопленный опыт управления рисками, что и позволяет им быстрее адаптироваться, соглашается и Алексей Чухлов из Альфа-банка. Из-за этого сейчас может происходить перераспределение спроса на кредиты в пользу банков, активно развивающих этот бизнес, предполагает Михаил Чамров из банка «Открытие».
Меры ЦБ очевидно подействовали, но глобальные выводы делать пока рано, указывает Тарасов. Речь идет о перенастройке массовых технологических процессов, комфортном их встраивании в бизнес-процессы банков. По словам Тарасова, банкам нужно примерно 1-1,5 года, чтобы полностью наладить все процессы для работы с ПДН.
«Что касается оценки эффектов, то первые результаты можно будет получить через полгода с момента вступления в действие инструкции ЦБ», — добавляет он.
Людмила ПЕТУХОВА, Forbes Staff