Силуанов подтвердил возможную потерю ЦБ доли в Сбербанке стоимостью почти в 3 трлн рублей

Министр финансов Антон Силуанов подтвердил, что правительство обсуждает возможность передать контрольный пакет акций Сбербанка от ЦБ другой структуре, но решение пока не принято.

Правительство действительно обсуждает вопрос о передаче пакета акций Сбербанка от ЦБ к другой структуре, сказал на встрече с журналистами министр финансов, первый вице-премьер Антон Силуанов. «Вопрос действительно обсуждается с точки зрения того, что есть конфликт интересов. Но решения пока нет», — сказал он.

По словам Силуанова, есть такая точка зрения, что регулятор не должен быть участником тех организаций, за которыми он надзирает. Здесь очевиден конфликт интересов, указал первый вице-премьер. Он сравнил этот в вопрос с тем, как ЦБ планирует поступать с санируемыми банками, например, с банком «Открытие». По его словам, ЦБ планирует после санации реализовать свою долю с минимальными издержками. «ЦБ владеет санируемыми банками, это та же тема. Не должен он накапливать перечень финансовых организаций, над которыми он осуществляет регулирование. И если мы говорим про те активы, в которых он участвует, то Сберегательный банк — это то финансовое учреждение, которое в первую очередь должно рассматриваться с точки зрения ликвидации конфликта интересов», — указал он.

Источник Forbes, близкий к Сбербанку, говорит, что этот вопрос недавно обсуждался на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. ЦБ готов обсуждать продажу за деньги по рыночной цене, сказал Forbes источник, знакомый с обсуждением. Стоимость всех обыкновенных акций Сбербанка составляет примерно 5,4 трлн рублей, соответственно, 50%+1 акция стоит около 2,7 трлн рублей.

Также вице-премьер указал, что это обсуждение подстегнул и вопрос о дивидендных выплатах Сбербанка в бюджет, но подробностей обсуждения не раскрыл.

ЦБ владеет 50%+1 акцией Сбербанка. Кредитная организация выплатила дивиденды за 2018 год на 361,4 млрд рублей, из них бюджет получил около 181 млрд рублей.

С 2017 года ЦБ перечисляет дивиденды напрямую в бюджет, а не зачисляет сначала в свою прибыль, 75% которой регулятор отдает в бюджет. Это правило продлевается каждый год — в частности, оно было продлено в октябре этого года. Правительство предлагало сделать эту норму постоянной, но депутаты выступили против. Также против этого правила в октябре высказывалась председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. «Мы будем дальше с министерством финансов обсуждать этот вопрос, договорились об этом. Конечно, перечисление на постоянной основе дивидендов Сбербанка в бюджет — это не очень нормальная практика, это было временное решение, когда у бюджета, действительно, резко упали доходы. И мы рассматривали это как временное решение и до сих пор рассматриваем как временное, будем дальше обсуждать», — говорила Набиуллина журналистам в кулуарах осенней сессии МВФ и Всемирного банка (цитата по «РИА Новости»).

С 2017 года, когда появилось правило перечисления дивидендов Сбербанка напрямую в бюджет, ЦБ сам занялся санациями, что отразилось на его прибыли. В 2017 году регулятор получил убыток в 435,3 млрд рублей, в 2018 году — 434,7 млрд. Таким образом, если бы не норма о прямом перечислении дивидендов Сбербанка, бюджет бы ничего не получил из этого источника.

17 декабря Reuters сообщил, что в сентябре чиновники начали обсуждать передачу пакета Сбербанка от Банка России к другой структуре. Источники агентства сообщали, что эта идея не нова, но получила развитие в последнее время из-за того, что ЦБ одновременно является и мегарегулятором, и акционером.

После выхода новости первый зампред ЦБ Сергей Швецов сказал журналистам, что действующий закон запрещает ЦБ продавать или передавать свою долю в Сбербанке. «У нас закон запрещает... У нас прямая норма запрещающая, мы уже все продали, довели свою долю до минимально установленной законом, нам продавать нечего», — сказал Швецов. Согласно закону «О Центральном банке», уменьшение или отчуждение доли участия ЦБ в капитале Сбербанка, приводящее к снижению этой доли ниже контрольной, осуществляется на основании специального федерального закона.

Банк России отказался от комментариев.

Людмила ПЕТУХОВА, Forbes Staff