Торговля пошла в разнос

Председатель комитета по развитию электронной торговли Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ Алексей Федоров рассказал "РГ", как интернет-магазины и сервисы доставки продуктов справляются с резко возросшим потоком заказов с доставкой на дом.

Была ли электронная торговля готова к наплыву клиентов? Ощущается ли нехватка распределительных центров? Есть ли проблемы с передвижением транспорта?

Алексей Федоров: Все, что нам сейчас нужно для бесперебойной работы онлайн-магазинов, — набрать достаточно курьеров. В этом нет проблем. Сейчас не у дел оказалась огромная армия, несколько сотен тысяч работников ресторанной индустрии. Все они уже с санитарными книжками (а они нужны для доставки еды) и могут пополнить ряды курьеров. Просто бизнесу нужны 2-2,5 недели, чтобы из-за возросшего спроса переналадить процесс и перезагрузиться.

Не нужно строить складов. Мы сейчас инвестируем огромные средства в миллион квадратных метров, год будем их строить, а потом как минимум половина окажется не нужна.

Что касается перемещения транспорта, нет ни одного российского региона, где сейчас существовали бы какие-либо ограничения по интернет-доставке.

Кое-где есть небольшие вопросы к работе пунктов выдачи заказов непродовольственных товаров первой необходимости. Это должен быть действительно пункт выдачи заказов, а не торговля непродовольственными товарами через торговый зал. Все его сотрудники должны работать в правильном обмундировании согласно новому времени — маски, щитки, костюмы, перчатки. Тогда проблем не возникает. Я считаю, это правильный подход.

Я уверен, что пункты выдачи заказов должны работать: граждане должны иметь возможность недалеко от своего дома получить чайник взамен сломавшегося или лампочку взамен перегоревшей. Все-таки не все готовы пускать в свой дом курьеров, защищая себя и своих близких от лишних контактов.

Ряды курьеров пополняют оставшиеся не у дел работники ресторанов. Все они уже с санитарными книжками, необходимыми для доставки еды

Насколько бесперебойно работает цепочка поставок импортных товаров?

Алексей Федоров: Международные перевозчики снизили цену фрахта больше чем в два раза. Количество контейнеров, входящих с непродовольственными товарами в Россию, уменьшилось в 2-3,5 раза. Это говорит о том, что, во-первых, рынок гораздо меньше потребляет. И, во-вторых, есть много отраслей, где в принципе потребление умерло.

Например, спортивные товары. Продажи домашнего спортивного инвентаря (хулахупы, гантели) выросли. Люди сидят дома и занимаются спортом. С другой стороны, умер весь outdoor. Сейчас никому не нужны кроссовки: никто не бегает на улице и не занимается в залах. Умерли рынки бижутерии, косметики и парфюмерии. Почти умер рынок одежды.

Зато маркетплейсы, которые продают сразу все, снимают сливки. Например, вырос рынок DIY. У всех интернет-магазинов появились в продаже дрели, перфораторы. Граждане сидят по домам. Они уже выпили все вино, скупили все презервативы. И теперь мужчины начали сверлить и вешать полочки. Вовсю идет торговля садовой техникой. Кто выехал на дачи, приводит их в порядок.

Интернет-торговля в этом году рванула сильно вверх. Раньше люди входили в "Яндекс", чтобы искать товары, а сейчас они заходят в поисковик, чтобы выйти уже на Ozon или Wildberries. В России Google и "Яндекс" перестали быть поисковиком товара, а стали точками входа на маркетплейс.

По вашей оценке, насколько выросли обороты e-commerce за последний месяц?

Алексей Федоров: В среднем, думаю, рост составил 30-35 процентов. Но, например, в DIY рост составил минимум 50 процентов. А в продуктах питания — рост трехкратный. И еще процентов 20 сегмент прибавит.

После изоляции вернутся ли покупатели в физические магазины?

Алексей Федоров: Физических магазинов станет значительно меньше. И закончится эра отдельно стоящих пунктов выдачи заказов какой-либо компании. Не будет ПВЗ Wildberries или ПВЗ "Ситилинк". В каждом доме будет один общий ПВЗ, в который будут доставляться товары всех ретейлеров. У вас будет как бы ваш собственный аккуратный чулан в доме, где появляются товары, которые вам нужны. Это будет очень удобно.

Соответственно, вырастет скорость доставки. Чем больше заказов сделано в одну точку, тем выше скорость доставки. Если у вас в "Москва-Сити" будет 60 тыс. заказов в день, вы их будете доставлять за 15 минут. Потому что мини-распредцентр будет там же, в подвале "Москва-Сити". И курьеру достаточно будет подняться на нужный этаж.

А небольшой бизнес, какие-то локальные аутентичные интернет-магазинчики, они вернутся на рынок? Или все-таки не выживут?

Алексей Федоров: Выживут только те, кто занимается нестандартным, нетипичным товаром. Я это называю "товар без штрихкода". Если на вашем товаре есть штрихкод производителя, то вы обречены. Этот товар привезет большой интернет-магазин. А если вы пошли в "Икею", купили там чашку, взяли лак для ногтей и на этой чашке нарисовали сердечко, то вы только что сделали искусство и можете это продать на каком-то маркетплейсе.

Россия как-то в этом смысле отличается от западных трендов?

Алексей Федоров: Мы отстаем от Запада на 3-4 года. Amazon в Германии занимает сейчас 50 процентов рынка e-commerce. А в текущей ситуации они еще вырастут. И в России в скором времени 2-3 больших маркетплейса тоже займут 50-70 процентов всего рынка. Новые предприниматели не будут создавать свои новые интернет-магазины, а постараются стать частью экосистемы больших игроков.

Без покупателей

Ретейлеры открывают специальные склады для быстрого сбора и доставки заказов — дарксторы (dark store, или магазины без покупателей). В отличие от обычных складов дарксторы не удалены за город, а, напротив, приближены к покупателям. "Дарксторы строятся под быструю доставку онлайнзаказов, что особенно востребовано сейчас, когда ожидание заказа может занимать несколько дней", — рассказал "РГ" президент e-Commerce Russia Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов.

В случае с дарксторами время доставки в разы сокращается. Однако при условии, что запускается целая сеть таких магазинов. Сегодня в таком формате работает не так много магазинов. Так, онлайн-супермаркет Perekrestok.ru запустил четвертый по счету даркстор. Сегодня он обрабатывает около 500 заказов в день, до конца недели их количество возрастет до тысячи.

"М.Видео-Эльдорадо" активно использует подобный формат. Каждый из магазинов сети работает и как мини-склад, и как магазин. Сотрудники сами собирают онлайнзаказы и отвозят их покупателям.

"Утконос ОНЛАЙН" также открывает даркстор, что позволит увеличить количество ежедневных доставок более чем до 10 тысяч.

Татьяна КАРАБУТ