ФСО зафиксировала рост опасений насчет занятия бизнесом в России
Доля юристов и предпринимателей, которые считают, что в России небезопасно заниматься бизнесом, выросла почти до 75% — почти на 20 процентных пунктов за три года, свидетельствует исследование ФСО. Впрочем, выросла и доля тех, кто и после уголовного преследования готов продолжать заниматься бизнесом.
Недоверие бизнеса к правоохранительным органам и судебной системе достигло рекордных значений, пишут "Ведомости" со ссылкой на результаты исследования, проведенного Федеральной службой охраны (ФСО) для ежегодного доклада уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова.
В рамках исследования служба спецсвязи и информации ФСО опросила 279 экспертов (адвокатов, прокуроров, правозащитников и ученых-юристов) и 189 предпринимателей, подвергавшихся уголовному преследованию в 36 регионах.
В 2017 году 57,1% опрошенных считали, что вести бизнес в России небезопасно, сейчас их число выросло до 74,3%. Доля респондентов, которые считают, что российское законодательство не предоставляет достаточных гарантий защиты бизнеса от необоснованного преследования за эти годы почти не изменилось и сохранилось на уровне 70–71%. Но доля опрошенных, не считающих правосудие в России независимым и объективным выросла с 50% в 2017 году до 73,8% в 2020-м.
Недоверие к правоохранительным органам выросло с 45% до 70,3%. Судебным органам не доверяют 57,7% опрошенных экспертов.Чаще всего (41%) причиной возбуждения против них уголовных дел предприниматели называют личный интерес сотрудников правоохранительных органов. 37,6% опрошенных объясняют это конфликтом с другим бизнесменом.
84,2% опрошенных предпринимателей отметили, что уголовное преследование полностью или частично разрушили их бизнес. Половина пожаловалась на то, что это привело к потере их здоровья и репутации, а 33,9% респондентов потеряли большую часть активов.
46,6% опрошенных проходили по статье 159 Уголовного кодекса (мошенничество). Несмотря на запрет заключать предпринимателей под стражу, почти каждый пятый из респондентов (23,8%) арестовывался. Залог в виде меры пресечения выбирался только в 2,1% случаев. Но сами предприниматели назвали заключение под стражу не самой травмирующей для бизнеса мерой — гораздо опаснее, по их мнению, является арест банковских счетов (16,9%) и контакты правоохранительных органов с контрагентами (16,9%) и изъятие документов (16,4%).
Несмотря на рост недоверия бизнеса к правоохранительным органам, доля опрошенных, готовых и после уголовного преследования продолжать заниматься бизнесом в России, выросла за последний год с 46,9 до 63,5%.
В докладе Титова отмечается, что системного прорыва в решении проблем бизнеса в уголовно-правовой сфере не произошло: 68% обращений к уполномоченному касаются немотивированного возбуждения уголовных дел, а значительная доля дел по-прежнему появилась в результате перевода гражданско-правовых споров в уголовную сферу. Избежать этого позволит в том числе отказ от расширительного толкования концепции автономности юридического лица, которая сейчас позволяет новому собственнику привлекать к уголовной ответственности прежнего владельца или руководителя компании за действия, совершенные теми при осуществлении полномочий.
Чтобы избежать этого, Титов просит Верховный суд дать соответствующие разъяснения. Проблему с арестами бизнесменов поможет решить более активное применение залога. А преодолеть «обвинительный уклон» судов поможет перевод предпринимательских дел в юрисдикцию суда присяжных.
В докладе Титова вновь поднимается проблема возвращения на родину предпринимателей, подвергшихся уголовному преследованию. Всего с 2018 года было изучено более 100 обращений беглых бизнесменов, из них в Россию вернулись 11 человек, дела 21 заявителя находятся в работе. В документе отмечается, что находящиеся за рубежом лице не могут полноценно защищать свои права в уголовном судопроизводстве. Титов предлагает предусмотреть в УПК возможность дистанционного допроса бизнесменов, например, путем видеоконференцсвязи.
Андрей ЗЛОБИН, Forbes Staff