Хам за себя: в Госдуму внесли законопроект о наказании чиновников за оскорбление граждан

В Госдуму внесли законопроект, вводящий существенные штрафы для чиновников и госслужащих за оскорбление граждан. Авторы инициативы — глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн и вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак. Для тех, кто впервые публично нахамил гражданам, предусмотрен штраф от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, а за повторное нарушение сумма увеличивается до 150 тыс. Могут ли крупные штрафы удержать госслужащих от грубых и некорректных публичных высказываний — разбирались «Известия».

Болезненная реакция

Документ был разработан в рамках исполнения поручения президента Владимира Путина. Глава государства еще в январе прошлого года поручил рассмотреть вопрос об усилении ответственности за оскорбление граждан чиновниками. Так президент отреагировал на резонансный инцидент с бывшим губернатором Чувашии Михаилом Игнатьевым, который заставил офицеров МЧС подпрыгивать за ключами от новых служебных машины.

По мнению Путина, наказание для госслужащих должно быть строже, чем для других категорий граждан. После того как этот эпизод попал на видео и разлетелся по Сети, Игнатьев был отправлен в отставку. За увольнение чиновников, отметившихся своими скандальными высказываниями, выступила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. По ее словам, госслужба несовместима с хамством в отношении населения.

«В последнее время участились факты оскорбительных действий, унижающих честь и достоинство граждан, совершенных лицами, замещающими государственные или муниципальные должности. Подобные действия лиц, наделенных государственными или муниципальными полномочиями, вызывают широкую негативную реакцию общества, способствуют умалению авторитета органов власти и управления», — говорится в пояснительной записке законопроекта.

Новый законопроект, помимо штрафов, вводит и другие меры ответственности для чиновников, не следящих за языком. За первичное нарушение госслужащего могут отстранить от работы на год. Если же урок не был усвоен с первого раза, то расстаться с госслужбой придется еще на два года.

— Принятие законопроекта связано с очевидным общественным запросом, поскольку сегодня граждане очень болезненно реагируют на все случаи проявления хамства со стороны представителей власти. Отрегулировать это действующими нормами, к сожалению, на сегодняшний день невозможно. Наша инициатива не ограничивается только штрафами, и в виде наказания, помимо достаточно крупного штрафа, присутствует также такая мера, как дисквалификация или лишение права на работу. Какие-то еще меры в рамках административного законодательства найти сложно, но мне думается, что это более чем внушительные меры для людей, которые заботятся о своей работе и не хотят оказаться на улице, — подчеркнул депутат Александр Хинштейн в беседе с «Известиями».

Предложенные санкции, в случае принятия законопроекта, будут вводиться для всех категорий госслужащих, в том числе и для исполняющих обязанности.

Год назад — 30 апреля 2019 года — законопроект об ответственности для чиновников за оскорбления вносил на рассмотрение Госдумы депутат Александр Старовойтов. За оскорбление, совершенное должностным лицом, предлагалось наказывать штрафом в размере от 500 тыс. до 800 тыс. рублей или в размере зарплаты чиновника за период от года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев. Наиболее строгое наказание, согласно тексту законопроекта, предлагалось за оскорбление, сопряженное с насилием или угрозой его применения. Чиновников предлагали наказывать реальным сроком — от трех до пяти лет лишения свободы.

Фильтр на входе

Основные положения законопроекта — расширение сферы ответственности, система штрафов, долговременная дисквалификация госслужащих — весьма своевременны и соответствуют общественному запросу, рассказал «Известиям» гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций политолог Дмитрий Орлов.

— Игнатьев, Овсянников и другие деятели, откровенно унижавшие граждан, лишились своих постов по инициативе «Единой России», однако это были единовременные решения. Можно ожидать, что с принятием законопроекта Турчака–Хинштейна работа по защите граждан от хамства и чиновничьего произвола будет выстроена системно. Правительственная комиссия по законопроектной работе одобрила документ, и шансы на его принятие Госдумой высоки, — пояснил Орлов.

Для того чтобы случаев публичного хамства со стороны госслужащих стало меньше, нужно более тщательно организовывать кадровую работу, считает директор Международного института новейших государств политолог Алексей Мартынов.

— Штраф как мера административного воздействия будет иметь какой-то эффект, но хотелось бы, чтобы на стадии подбора кадров в государственных учреждениях разного уровня более тщательно подходили к вопросу подбора сотрудников. Не только относительно отдельно взятых компетенций или принадлежности к тем или иным социальных группам, но в том числе хотелось бы, чтобы чиновники соответствовали определенному уровню воспитания и образования, — отметил политолог.

По его мнению, введение штрафов за хамство для госслужащих не повлияет на повышение авторитета власти в целом, однако кого-то из чиновников такая дисциплинарная мера может заставить задуматься, прежде чем делать неоднозначные публичные выступления.

— Большинство подобных случаев произошли не по злому умыслу, а скорее в силу недостаточного такта и воспитания. От того, что человека оштрафуют, у него не прибавится ни первого, ни второго. Это мера снятия социальной напряженности. С развитием новых медиа такие случаи моментально разлетаются по разным сетям, возбуждают огромное количество негативных эмоций. И чтобы их погасить, о том, что горе-чиновник оштрафован, может повлиять на негативную волну, — добавил Мартынов.

В последние годы в сфере кадровой политики на госслужбе прослеживаются положительные изменения, а негативные тенденции являются наследием недостаточной работы с кадрами, проводимой в нулевые годы, отмечает эксперт.

— Определенные попытки в этом направлении уже принимаются. Например, конкурс «Лидеры России». С одной стороны, он открыт для всех граждан в определенной возрастной категории, а с другой — определенная система фильтрует людей в том числе и по критерию образованности и воспитанности. Попытки идут, и активно. То, что мы имеем в качестве негативного результата, — скорее результат недостаточно тщательной кадровой работы, а зачастую отсутствия ее ранее, в нулевые годы, — резюмировал Мартынов.

Заплатить нельзя уволить

С принятием законопроекта может снизиться количество увольнений чиновников, считает генеральный директор Центра политической информации политолог Алексей Мухин. Крайние меры в отношении госслужащих будут применяться в случаях, если своим поведением они будут демонстрировать профнепригодность, а за несдержанность, скорее всего, будут наказывать рублем.

— Это очень своевременный законопроект. В условиях самоизоляции и нервной обстановки многие депутаты и чиновники начали довольно жестко общаться с населением. Как результат обычно следовало увольнение. Это касалось и некоторых губернаторов, их замов, и чиновников поменьше. Эта инициатива может нейтрализовать угрозу неминуемого увольнения и сдерживать порыв чиновников отвечать вызовом на вызов. Многие из них сидят в соцсетях и не сдерживают себя, но они должны понимать, что в случае эскалации конфликтной ситуации есть выход заплатить штраф, а не быть уволенным. Хотя некоторые, безусловно, должны быть уволены, потому что тем самым они демонстрируют свою профнепригодность. Здесь ситуация сложнее: некоторые просто несдержанные и наказывать их предложено рублем. Это разумная мера. Думаю, что количество штрафов будет расти, а количество увольнений — падать. Для чиновников размер штрафа более чем существенен, поэтому за языком будут следить, — уточнил Мухин.

В действующей редакции Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях есть статья об оскорблении, в которой конкретизирована ответственность за подобные деяния для должностных лиц. За подобные деяния чиновников и госслужащих наказывают штрафом в размере от 10 тыс. до 30 тыс. рублей. То же деяние, совершенное во время публичного выступления, повлечет за собой штраф от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, отмечает ведущий юрист Европейской юридической службы Олег Черкасов.

— Речь идет не о новой статье в кодексе, а о внесении изменений в уже существующую норму. По сути, в настоящей редакции статьи за оскорбление уже есть ответственность для должностных лиц. Это следует из санкции статьи, по которой за оскорбление со стороны должностных лиц накладывается штраф от 10 тыс. до 30 тыс. рублей. Таким образом, новая редакция статьи лишь конкретизирует ответственность для государственных и муниципальных служащих, включая в их число не только лиц из числа руководителей данных органов, но и из числа «рядового состава», — пояснил Черкасов.

Анастасия ЧЕПОВСКАЯ