Чемодан без денег: сколько турбизнес потерял в высокий сезон

В разгар туристического сезона — в июле и первой половине августа — российские турагентства заработали вдвое меньше, чем в аналогичный период 2019 года, следует из данных об оборотах отрасли. «Известия» проанализировали информацию, предоставленную компаниями «Эвотор», «Платформа ОФД» и «Яндекс.Кассы». Продажи туров через интернет упали на 70%. Гостиницы также пострадали, но не столь существенно — они недополучили примерно треть оборота. Многое будет зависеть от результатов программы кэшбэка за поездки по России, полагают эксперты. Это поддержит отрасль, но если серьезный недобор по выручке продолжится, то ощутимого роста цен и снижения качества обслуживания не избежать.

Турагентства в дефиците

В июле выручка турагентств была почти в два раза ниже прошлогодней, следует из данных IT-компании «Эвотор». В августе падение замедлилось — организации недополучили за первую половину месяца 41%.

Средние цены туров, по данным «Эвотора», тоже оказались ниже, чем летом 2019-го. В июле они составили 20,2 тыс. рублей, что на 5% меньше прошлогоднего показателя, а в первой половине августа ― 19,4 тыс. (на 8% меньше).

Оборот продаж туров по онлайн-каналам сжался еще более драматически: в среднем одна торговая точка в июле потеряла 70% возможной выручки, следует из данных «Яндекс.Кассы» (входят в экосистему Сбербанка).

Средний чек онлайн-покупок также снизился гораздо более существенно: почти на 60% в июле относительно уровня прошлого года — до 19 тыс. рублей.

На смену внешнему туризму пришел внутренний, а по стране многие россияне предпочитают ездить самостоятельно, без покупки туров, предположили в «Эвоторе».

«Известия» спросили крупнейших туроператоров России о том, насколько упал их оборот за последние полтора месяца. В «Анекс Тур» признали, что нынешний сезон непростой, но отказались сравнивать его с предыдущим. Наибольшим спросом среди путешественников сегодня пользуются Турция, курорты Краснодарского края и экскурсионные туры по России: в Казань, Калининград, Санкт-Петербург, добавили в организации.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Ранее правительство включило туристическую отрасль в список пострадавших от коронавируса, что открыло ей доступ к субсидиям и льготным кредитам. Кроме того, чтобы поддержать индустрию гостеприимства, Ростуризм запустил акцию по покупке туров в России с кэшбэком до 20%. Как ранее писали «Известия», за первые пять дней ее действия, россияне приобрели услуг на 500 млн рублей.

Столичный комплекс

Обороты гостиничной отрасли в целом, несмотря на переориентацию на внутренний туризм и меры поддержки, также пока далеки от прошлогодних. В июле — первой половине августа отели недополучили примерно треть выручки, сообщили в IT-компании «Платформа ОФД». Средний чек покупки, впрочем, сильно не поменялся: он снизился на 5% в июле и повысился на ту же величину в августе (в денежном выражении составил соответственно 3,7 и 4,3 тыс. рублей).

При этом в онлайн-сегменте произошел бум спроса. В июле объем интернет-покупок в гостиницах кратно вырос: почти в два с половиной раза (на 135%), рассказали аналитики «Яндекс.Кассы». Они пояснили: дело в том, что путешественники стали более самостоятельными и зачастую выбирали варианты отдыха сами с помощью различных приложений и сайтов.

Более того, несколько регионов фактически собрали сливки с переориентации на поездки внутри страны. Отели Краснодарского края за две недели августа показали в целом аналогичную выручку по сравнению с уровнем 2019 года. Практически восстановилась гостиничная отрасль в Ярославской области: ее обороты сегодня недобирают только 4% относительно прошлого года, в то время как еще в июле они были ниже на 42%. Также почти достигла прошлогодней выручка отелей Ленинградской области ― в июле и первой половине августа она была лишь на 5% меньше, чем в 2019 году.

В Москве и Санкт-Петербурге ситуация хуже. По информации «Эвотора», обороты гостиниц Северной столицы в августе были на 37% меньше прошлогодних, а в Москве они недосчитались половины выручки. Это закономерно, поскольку существенную часть турпотока в столицы обеспечивают иностранцы, тогда как в регионы ездят как раз в основном жители крупнейших городов. Низкая загруженность отелей в Москве и Петербурге связана также с сокращением объема командировок, добавили в организации.

В Ростуризме и АТОР не прокомментировали динамику оборота турагентств и гостиниц по запросу «Известий».

Цена выше, сервис хуже

Ограничение списка доступных направлений для туристов негативно влияет на ценовую конкуренцию и качество оказываемых услуг — это законы рыночной экономики, отметил инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин. Судя по отзывам путешественников, уже произошло повышение цены на локальный отдых без улучшения сервиса. Впрочем, это временное явление: в будущем по мере открытия границ ситуация сбалансируется, оптимистичен эксперт.

Пока игроки рынка намеренно не повышают цены, возразил глава Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. Наоборот, большинство отелей из тех, кому удалось открыться, снижают прайс и идут на любые уступки, чтобы заполучить клиентов. Впрочем, снижение оборота и количества гостей приводит к накоплению убытков, а значит, и ухудшению качества обслуживания, согласился он. Решающими для отрасли станут октябрь и ноябрь, спрогнозировал Игорь Бухаров.

Если эпидемиологическая ситуация ухудшится, предложение будет кратно превышать спрос, что приведет к череде банкротств и переделу рынка, добавил Александр Бахтин. В первую очередь пострадают мелкие и средние игроки без запаса финансовой прочности.

Переориентация на внутренний туризм пока спасает отрасль, но опасения насчет вируса не позволяют повторить прошлогодние показатели, отметил аналитик «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. На статистике сказалось и то, что во время пандемии граждане предпочитали останавливаться в частном секторе: они избегали отелей, считая, что там меньше возможностей для соблюдения дистанции.

Екатерина ВИНОГРАДОВА