Чужие среди своих
Федеральную антимонопольную службу (ФАС) беспокоит резкий рост числа обращений о включении компаний в реестр недобросовестных участников госзакупок — почти в два раза по итогам 2019 года. Реестр превратился в инструмент борьбы заказчиков с неугодными поставщиками, констатировал замглавы ведомства Михаил Евраев. По его словам, это одна из причин, почему предприниматели не хотят участвовать в госзакупках.
Реестр недобросовестных поставщиков содержит информацию о компаниях, которые уклонились от подписания контракта или нарушили его условия. Фигуранты "черного списка" лишаются доступа к участию в закупочных процедурах на два года. Каждый случай рассматривается индивидуально комиссией ФАС. По результатам компанию любо заносят в реестр, либо нет.
В 2019 году ФАС получила почти 28 тысяч обращений госзаказчиков о включении поставщиков в реестр недобросовестных против 14 тысяч годом раньше. Почти в половине случаев (47%) для занесения в "черный список" не было никаких оснований, рассказал Михаил Евраев, отвечая на вопрос "РГ".
Закон 44-ФЗ (регулирует закупки госведомств) требует доработки, считают в ФАС. Сегодня он позволяет заказчикам расторгать контракт практически на любых основаниях, которые они считают возможным использовать, указывает начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Артем Лобов. Предприниматель несет серьезные издержки: теряет контракт, обеспечение по нему — 30% стоимости. Далее идут попытки включения неугодной компании в реестр недобросовестных поставщиков.
Число обращений госзаказчиков о включении поставщиков в реестр недобросовестных за год возросло вдвое
Но часто оказывается, что неисполнение обязательств поставщиком связано с недобросовестностью заказчика. Он не предоставляет площадку под строительство, нужную документацию, затягивая сроки проекта, а потом расторгает контракт. "Компании жалуются, что полностью зависят от заказчиков, которые могут сделать с ними все, что угодно, — отмечает Евраев. — Во многих регионах неугодным предпринимателям говорят открытым текстом: не приходите на госзакупки и предупреждают о последствиях, если те поступят по-своему". ФАС предлагает предусмотреть закрытый перечень оснований, которые госзаказчики могут использовать для одностороннего отказа от исполнения контракта, и право исполнителя обжаловать такое решение.
Юлия КРИВОШАПКО