​А бизнес ныне там: с помощью интернет-платформы решили девять вопросов

За два месяца существования цифровой платформы «Забизнес.рф» статус решенных присвоили девяти жалобам из почти 600. При этом больше половины обращений нуждаются в уточнении или отклонены. Таковы первые результаты работы ресурса, на котором предприниматели могут сообщать о давлении и других противоправных действиях правоохранительных органов, сообщила «Известиям» гендиректор портала Элина Сидоренко. 30% заявок не получили ответ силовиков в установленный срок. В частности, вовремя не вынесли решение по жалобе защиты главы Baring Vostok Майкла Калви, рассказал «Известиям» его адвокат. Эксперты полагают, что делать выводы об итогах деятельности платформы рано — она всё еще находится в стадии настройки.

Дайте срок

По состоянию на 9 января 2020 года на платформе «Забизнес.рф» зарегистрировано 586 обращений, из них порядка 194 нуждаются в уточнении, 108 — отклонены из-за несоответствия критериям. На рассмотрение в правоохранительные органы поступило 222 обращения. Полностью удовлетворили девять жалоб (1,5%). При этом ответы направили 91 предпринимателю, а консультации провели с 55. Такую статистику «Известиям» предоставила глава портала Элина Сидоренко.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Платформа для работы с обращениями предпринимателей «Забизнес.рф» — портал, который принимает жалобы бизнесменов на давление и другие противоправные действия правоохранительных органов (МВД, Следственного комитета, Генпрокуратуры и ФСБ). Ресурс запущен Агентством стратегических инициатив по поручению президента. Система работает в полную силу с 19 ноября, до этого она функционировала в тестовом режиме.

Одна из системных проблем платформы — нарушение сроков рассмотрения обращений, признала Элина Сидоренко. Она отметила, что по более чем по 30% жалоб в адрес правоохранительных органов зафиксирована просрочка. В частности, ответа в установленный период не получили защитники основателя инвестиционного фонда Baring Vostok Майкла Калви, которые ранее направили жалобу на действия СК в отношении бизнесмена. Об этом «Известиям» сообщил адвокат инвестора Дмитрий Клеточкин. «Известия» направили запрос в пресс-службу СК.

Согласно федеральному закону «О порядке рассмотрения обращений граждан» и регламентам взаимодействия правоохранительных органов с платформой, на все жалобы ответ должен быть подготовлен в течение 30 дней. Такой же период предусмотрен и для обращений в правоохранительные органы напрямую.

Глава портала Элина Сидоренко надеется, что в дальнейшем правоохранители будут более оперативно обрабатывать заявки, размещенные на портале. В Минэкономразвития оперативно не ответили на запрос «Известий» о том, как в ведомстве оценивают первые результаты работы платформы.

«Провели беседу, но дело не закрыли»

Бизнес Краснодарского края начал подавать жалобы с первого дня работы платформы, рассказал управляющий бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов регионального отделения «Опоры России» Мурат Дударев. Однако спустя почти два месяца ни одного уголовного дела в отношении местных бизнесменов прекращено не было, решенных вопросов также не зафиксировано, отметил он.

Одним из первых, кто написал обращение на ресурсе, был застройщик Максим Ясенецкий. В отношении него возбудили уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ: гражданско-правовые отношения предпринимателя с одним из дольщиков были классифицированы как мошенничество. В результате федеральное министерство внутренних дел направило поручение в ГУ МВД России по Краснодарскому краю, с застройщиком провели беседу, но уголовное дело пока не закрыли — оно по-прежнему на стадии следствия, а предприниматель находится под подпиской о невыезде.

Через цифровую платформу пожаловалось и средство массовой информации — издание «Юг Times», в котором ростовские правоохранители произвели незаконный, по мнению журналистов, обыск, отметил Мурат Дударев. Жалобу приняли, скоро должны быть результаты, добавил он.

Большим преимуществом использования цифровой платформы эксперты называют публичность: проблемы заявителей получают огласку и становятся известными в деловом сообществе. Это препятствует дальнейшим незаконным действиям по отношению к предпринимателям, уверен управляющий бюро по защите прав предпринимателей краснодарского отделения «Опоры России».

Цена доверия

Задержка ответов по резонансным вопросам, в частности по делу Калви, создает впечатление, что от решения пытаются уклониться, заявил общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей, содержащихся под стражей, Александр Хуруджи. При этом бизнес ждет от силовиков принципиальности: от того, какими будут вердикты по громким делам, зависит доверие к платформе в целом.

Промедление в ответах и низкий процент решенных жалоб говорят о том, что ресурс всё еще находится в стадии настройки и страдает от организационных проблем, продолжил Александр Хуруджи. Однако такая статистика вызывает разочарование представителей бизнеса, которые изначально имели определенные ожидания на счет платформы, констатировал он.

Сегодня в работе ресурса действительно происходит притирка, так как исполнители не привыкли действовать в таком активном режиме, заявил сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Результаты деятельности целесообразно будет анализировать не раньше, чем в конце первого квартала 2020-го — тогда станет ясно, что именно следует скорректировать, отметил эксперт.

Екатерина ВИНОГРАДОВА