​Быстрые платежи меняют маршрут

Оператор системы быстрых платежей (СБП) — НСПК сообщил, что процедура возврата средств, уплаченных через СБП потребителем юрлицу (c2b), будет изменена с 1 июня. До сих пор возврат средств осуществлялся как отдельный платеж юрлица физлицу, не связанный с первым — по оплате товара, и это создавало риски мошенничества и обналичивания средств. Кроме того, с запуском новой процедуры СБП можно будет использовать для выплаты гражданам инвестдохода, лотерейных выигрышей и т.п.

В распоряжении "Ъ" оказался операционный бюллетень СБП от 31 марта «Об операциях СБП в b2c (бизнес — потребителю)». В нем есть два важных новшества, во-первых, меняется процедура возврата ранее уплаченных через СБП средств торгово-сервисным предприятиям (ТСП). Эти платежи через СБП возможно проводить с осени прошлого года с помощью QR-кодов, и стоят они существенно дешевле для ТСП, чем стандартный эквайринг по банковским картам. Сейчас в большинстве случаев, кроме нескольких банков, уже опробовавших новый регламент, возврат осуществляется как обычный платеж от юрлица физлицу (b2c). При этом отсутствует привязка к первоначальному платежу за товар, то есть фактически «вернуть» можно любую сумму на любую карту. «Классический риск возвратов без оригинальной операции: взламываешь кассу магазина и шлешь "возвраты" на карты мошенника»,— поясняет собеседник "Ъ" в одном из банков. «Такие схемы мошенничества появились не сейчас. На заре появления Visa/MC у злоумышленников было гораздо больше возможностей нажиться на системе, имевшей бреши в защите,— рассказывает гендиректор Chronopay Павел Врублевский.— Потребовалось значительное время, и уязвимость закрыли, было бы удивительно, если бы этот вопрос не проработали и в данном случае». В МПС это работает по той же схеме, что будет применяться в СБП: возвраты возможны только на оригинальную трансакцию, отмечает господин Врублевский. При этом, по его словам, изменение процедуры никак не отразится на гражданах, компаниях и не создаст сложностей для банков. Как указывает директор процессингового центра «Картстандарт» Майя Глотова, связь операции возврата за товар с изначальной операцией покупки — это, безусловно, правильное решение. «Это особенно актуально для закрытия рисков взлома инфраструктуры предприятий торговли, при котором мошенник может инициировать многократные переводы на карты сообщников,— поясняет госпожа Глотова.— Необходимость проверки наличия изначальной покупки нивелирует этот риск». Впрочем, ЦБ и НСПК заверили: пока подобных мошеннических операций зафиксировано не было. Так что мера скорее превентивная.

Читать далее