​Вирусная нагрузка: 2019-nCoV ударит по рынкам сильнее, чем атипичная пневмония

Коронавирус станет «мощным негативным шоком» для Китая в I квартале 2020 года — в первую очередь это коснется розничных продаж, но также промышленности и инвестиций. Такой прогноз содержится в исследовании американского инвестбанка JPMorgan (есть у «Известий»). Он понизил ожидания по росту экономики страны в январе–марте до 4,9%, прежние оценки составляли 6,3%. Распространение нового вируса сильнее повлияет на мировую экономику, чем китайская атипичная пневмония в 2002–2003 годах. На вспышку заболевания успели отреагировать фондовые и сырьевые рынки: американские индексы падали всю вторую половину января, а 3 февраля рухнули китайские биржи, открывшиеся после новогодних праздников. Российские активы тоже дешевеют на этом фоне, поскольку инвесторы перекладываются в безрисковые инструменты. Если вирус будет распространяться и дальше, рост глобальной экономики окажется под угрозой, считают опрошенные «Известиями» аналитики.

В зоне поражения

Для китайской, а также глобальной экономики распространение коронавируса будет иметь большее значение, чем атипичная пневмония в 2002–2003 годах (SARS), отмечают аналитики JPMorgan. 18 лет назад сильнее всего пострадал Пекин, доля которого в промышленном производстве Поднебесной невелика. Сейчас же в зоне вируса провинции, расположенные в дельте реки Янцзы и регионе «Большого залива», где находятся крупные промышленные и экспортные центры страны. Шанхай, Чжэньцзян, Цзянсу и Гуандун продлили новогодние каникулы до следующей недели не только для школ, но и для заводов и фабрик.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Вспышка коронавируса началась в декабре в китайском городе Ухань. Уже инфицировано более 17 тыс. и умерли свыше 360 человек. Это больше, чем во время эпидемии атипичной пневмонии в 2002–2003 годах. Инфицированные коронавирусом выявлены более чем в 20 странах, включая США, Германию, Францию, Италию, Финляндию, Великобританию, Австралию, Сингапур и Россию.

Если распространение коронавируса будет идти по нарастающей, говорится в исследовании, то промпредприятия придется закрыть другим городам и провинциям, что окажет влияние на разные регионы Китая и страны мира. За 18 лет доля Поднебесной в глобальном ВВП выросла с 4 до 18%, в туризме — с 2 до 9,1%, а в производстве — с 8,6 до 28,2%, напоминают аналитики JPMorgan.

Из-за эпидемиологической ситуации JPMorgan пересмотрел прогноз по Китаю. Рост ВВП в I квартале был понижен до 4,9 с 6,3%. Розничные продажи прибавят лишь 1,9% по сравнению с 5,4% годом ранее. Фактор страха может ограничить передвижения людей. Опасения связаны с тем, что во время атипичной пневмонии наиболее сильно пострадали туризм, транспорт, розничная торговля, сектор общественного питания и развлечений, говорится в исследовании.

Эпидемиологическая ситуация представляет угрозу для одного из драйверов роста рынков последних месяцев — ожиданий восстановления мировой экономики в этом году, отметил главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев.

8% долой

В понедельник после новогодних праздников (по лунному календарю) открылись китайские фондовые площадки, и коронавирус обрушил рынки. Индекс Шанхайской биржи упал на 7,7% — это самый большой обвал с августа 2015 года. Компании, входящие в него, подешевели за день на $375 млрд. Показатель Шэньчжэньской биржи, на которой торгуются акции высокотехнологичных компаний, потерял 8,4%.

Чтобы сдержать обвал на биржах, Народный банк Китая (НБК) выдал местным финансовым компаниям $173 млрд по сниженной ставке. Это его крупнейшая интервенция с 2004 года. Но традиционно власти оказывают поддержку рынку мерами, о которых они предпочитают не сообщать публично. Некоторые хедж-фонды и инвестиционные компании, работающие в Китае, получили от регулятора письма с временным запретом на спекулятивные операции, писали западные СМИ.

Европейские рынки в понедельник торговались в небольшом плюсе — к 18:00 мск индексы прибавляли по 0,2–0,5%. Уолл-стрит тоже при открытии показывал рост 0,8–1,1%. Но фондовый рынок США еще раньше принял на себя удар от коронавируса — после того как председатель ФРС Джером Пауэлл заявил о рисках для экономики страны, а Всемирная организация здравоохранения объявила чрезвычайную ситуацию в связи с распространением вируса. Dow Jones, в который входят акции 30 крупнейших компаний США, и S&P-500, представляющий более широкий спектр бизнеса, с середины января, когда стало известно о первом летальном исходе, потеряли 4 и 3% соответственно.

Индекс Московской биржи в понедельник закрылся на уровне 3070,84 пункта, снизившись с январского максимума на 4,6%. Доллар с 10 января подорожал на 2 рубля (до 63,61 руб./долл.), евро — на 2,4 рубля (до 70,29 руб./евро). Российские активы снижаются с прошлой недели на фоне общего ухода инвесторов от риска, объяснил начальник аналитического управления банка «Санкт-Петербург» Андрей Кадулин. По его словам, пока на биржах сохраняется нервозность, вряд ли появятся причины для существенного укрепления рубля.

При этом, как ранее писали «Известия», потери отечественной экономики по итогам I квартала могут достичь 0,2%. Этот показатель укладывается в рамки обычной сезонной заболеваемости ОРВИ. А вот товарооборот между Москвой и Пекином из-за вспышки коронавируса может сократиться на 2–4%.

Паника охватила и нефтяной рынок: с начала вспышки сырье марки Brent подешевело на $12 — до $56 за баррель. Рынок опасается снижения спроса, поскольку, во-первых, Китай — крупный потребитель нефти, а во-вторых, многие государства ввели запрет на перелеты в КНР. Если ситуация с коронавирусом не будет быстро взята под контроль, котировки могут опуститься до $53–54 за баррель, отметила главный аналитик ПСБ Екатерина Крылова.

Ситуация способствует перетоку капитала в «защитные» инструменты, сказал главный аналитик Росбанка Евгений Кошелев. Есть спрос на казначейские облигации США и госдолг европейских стран, а также на швейцарский франк и японскую иену.

Татьяна БОЧКАРЕВА