​В объезд доходов: половина таксистов потеряла за карантин более 50% заработка

Каждый второй таксист потерял за время самоизоляции более половины заработка. Такие выводы сделали аналитики Qiwi в исследовании, с которым ознакомились «Известия». Агрегаторы подтвердили эту динамику. С мая спрос на поездки постепенно восстанавливается, количество активных перевозчиков также начало расти. Рынок будет восполнять потери за счет граждан, которые предпочтут такси общественному транспорту из-за опасений заразиться коронавирусом, считают эксперты. Цены уже выросли на 5–11%, а до конца года они могут прибавить еще 2–6%.

Поиск маршрута

В России 93% таксистов столкнулись со снижением доходов в период самоизоляции. Такие выводы сделали аналитики Qiwi в исследовании рынка во время карантина. Для 41% опрошенных падение доходов составило от 50% до 80% по сравнению с периодом до самоизоляции, а для 17% — свыше 80%. 65% респондентов отметили, что заработка хватало только на самое необходимое.

Большинство опрошенных таксистов (70%) продолжили трудиться в период самоизоляции. Коронавирус стал причиной ухода с работы 21% водителей. 4% респондентов нашли более выгодный источник дохода, 2% сменили деятельность из-за усталости от такси, 2% — по иным причинам.

У 24% действующих таксистов есть дополнительный доход, свидетельствуют данные опроса Qiwi. Причем для большинства из них (55%) сторонний заработок приносит более 60% общего заработка. 65% респондентов относится к классу «синих воротничков» (занимаются физическим трудом с почасовой оплатой). Сложившаяся ситуация вынуждает работающих таксистов думать о новых источниках дохода. Так, 61% водителей уже ищут альтернативный заработок.

В исследовании, которое проводилось с конца марта по начало июня, приняли участие 735 действующих таксистов из всех федеральных округов, средний возраст респондентов — 39 лет, стаж работы — более пяти лет.

В сервисе «Максим» подтвердили «Известиям» снижение доходов таксистов. Руководитель отдела по связям с общественностью компании Павел Стенников сообщил, что в первую неделю апреля количество заказов в среднем уменьшилось в два раза, на столько же сократилась и выручка водителей и сервиса.

Во время самоизоляции у «Везёт» почти на 50% снизился спрос на поездки, сообщила PR-специалист компании Юлия Варламова. В апреле на 30% уменьшилось число активных перевозчиков, но одновременно с этим выросло число водителей, чьи аккаунты были не активны некоторое время — многие использовали работу в такси как дополнительный источник заработка, пояснила она. С мая спрос на поездки у пассажиров постепенно восстанавливается, количество активных перевозчиков также начало расти.

Основатель Guru.Taxi Александр Мерзликин, ссылаясь на статистику департамента транспорта Москвы, обратил внимание на то, что в июне рынок такси оживился. Так, в первую неделю месяца количество поездок на такси уменьшилось на 35% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а уже к концу месяца снижение к прошлогодним показателям составило 12%. По его словам, позитивная динамика связана с отменой режима самоизоляции и пропусков, а также со скидками на поездки.

Экономия с ветерком

Граждане, которые не хотели появляться в общественном транспорте из-за пандемии, пользовались услугами такси, отметил аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. Довольно часто этой весной можно было увидеть, что агрегаторы локально повышали ценник из-за высокого спроса на машины, поделился наблюдением он.

По подсчетам начальника управления информационно-аналитического контента «БКС Брокер» Василия Карпунина, цены на поездку в такси выросли на 5–11%, а до конца года они могут прибавить еще 2–6%.

В «Яндекс.Такси», Gett и «Везёт» пояснили «Известиям», что стоимость поездки — динамическая величина, которая формируется исходя из таких факторов, как спрос, количество свободных автомобилей, дорожная ситуация или погодные условия. В сервисе «Максим», «Ситимобил» и «Яндекс.Такси» подчеркнули, что тарифы не меняли. В Gett добавили, что после снятия ограничений цены выросли только на некоторые виды перемещений, но не уточнили, на какие.

Хотя базовые тарифы не менялись, стоимость поездки экономкласса выросла из-за высокого спроса, замечает Валерий Емельянов.

— Системы агрегаторов фиксировали пиковые нагрузки и автоматически делали наценку поверх базового тарифа. Вероятно, это связано с тем, что россияне выходили из карантина быстрее, чем таксисты. Не все водители оказались готовы к этому, что местами привело к дефициту такси, — отметил эксперт.

Аналитик «Финам» Алексей Коренев полагает, что агрегаторы и таксопарки вынуждены будут поднять цены. Существенно снизившиеся за время карантина доходы самих таксистов и компаний вынуждают компенсировать потери увеличением стоимости услуг для пассажиров, считает он.

Валерий Емельянов, напротив, сомневается в том, что агрегаторы будут повышать тарифы в ближайшем будущем. Он объясняет это большим выбором средств передвижения у пассажиров, среди которых каршеринг и карпулинг. Службы такси не в том положении, чтобы диктовать рынку свои условия, уверен он.

По прогнозам Qiwi, рынок такси вернется к докризисным показателям в сентябре 2020 года, если не произойдет второй волны коронавируса. Восстановлению будет способствовать предпочтение такси общественному транспорту из соображений безопасности, считает директор по развитию массовых сервисов Qiwi Виктория Кияченко.

В «Максим» настроены менее оптимистично, несмотря на то что ситуация в будни почти нормализовалась. Из структуры заказов на три месяца выпали поездки в места отдыха и развлечений, которые давали большой трафик в пятницу вечером и выходные дни, ощутимо меньше стало поездок в аэропорты и на вокзалы, перечислил Павел Стенников. Он полагает, что ситуация может продлиться долго, поскольку весной граждане получили «экономический шок» в виде снижения доходов, снизилась платежеспособность, а ситуация с коронавирусом может повториться.

С тем, что на рынок такси больше всего будет влиять платежеспособность россиян, согласен и Алексей Коренев. Пока доходы граждан падают и прогнозируемый в III квартале пик проблем на рынке труда еще не пройден, возвращения прежнего спроса на поездки ожидать не стоит, считает аналитик. Восстановление таксомоторного рынка до былого уровня займет несколько лет, заключил Алексей Коренев.

Анна УСТИНОВА