​Два в одну: к чему может привести появление новой «налоговой» статьи

В России может появиться новая статья, предусматривающая уголовную ответственность за налоговое мошенничество, в понедельник рассказали в Следственном комитете. Сейчас такие правонарушения рассматриваются в рамках двух профильных статей УК РФ и статьи 159 о мошенничестве. Их объединение может упростить правоохранительным органам процесс квалификации по таким делам. Однако если речь идет прежде всего о решении экономических задач, сокращать объем средств, оказывающихся в «серой» зоне, логичнее будет за счет развития высоких технологий, а не через ужесточение ответственности, указывают опрошенные изданием эксперты.

Пополнение в УК

О том, что в правоохранительных органах обсуждается введение новой статьи в УК РФ, заместитель председателя Следственного комитета Елена Леоненко рассказала «РИА Новости».

«Сейчас актуален вопрос о совершенствовании уголовного законодательства. У нас с коллегами идет дискуссия, чтобы предложить законодателю ввести новый состав преступления — «Налоговое мошенничество». Но этот вопрос пока обсуждается и говорить что-то конкретно по нему рано», — цитируют ее слова журналисты.

По словам представителя СК РФ, речь в первую очередь идет о наказании за незаконное возмещение НДС из бюджета.

Сейчас такие преступления регулируются несколькими отдельными статьями — 198, 199 и 199.2 УК РФ, к которым добавляется «непрофильная» статья 159 УК РФ о мошенничестве.

Случаи уклонения от уплаты налогов физическими лицами или индивидуальными предпринимателями попадают под статью 198 УК РФ. Под ее действие попадают случаи незаполнения налоговой декларации или предоставление заведомо ложных сведений.

Наказание по ней составляет до 300 тыс. рублей или лишение свободы на срок до одного года и штраф в размере до 500 тыс. рублей и лишение свободы на срок до трех лет, если деяние было совершенно в особо крупном размере. То есть если общая сумма неуплаченных налогов и сборов составила более 2,7 млн рублей за два финансовых года подряд или более 13,5 млн рублей за три финансовых года подряд.

Под действие статьи 199 попадают аналогичные нарушения, но совершенные юридическими лицами. Наказание по ней составляет штраф в размере до 300 тыс. рублей либо лишение свободы на срок до трех лет. Максимальное наказание, в случае если речь идет о крупном (более 15 млн рублей за три финансовых года подряд) и особо крупном (более 45 млн рублей за три финансовых года подряд) размере может составить до шести лет лишения свободы.

В обоих случаях нарушители освобождаются от ответственности, если преступление было совершено впервые и вся сумма, включая пени и недоимки, была выплачена в полной мере.

При этом статья 159 УК РФ о мошенничестве в особо крупном размере предусматривает до 10 лет лишения свободы, из-за чего при существующей системе наказание по одним и тем же правонарушениям может оказаться разным, указывают в Следственном комитете.

«Однако на практике бывают случаи, когда одни и те же действия, совершенные теми или иными лицами, могут быть квалифицированы по-разному, по 159-й статье и по 199-й», — отметила Елена Леоненко.

В среднем ущерб от налоговых преступлений для российского бюджета в СК РФ оценили в 58 млрд рублей в год.

Инструмент контроля

Cоздание нового механизма на основе двух существующих «налоговых» статей и статьи 159-й о мошенничестве вряд ли приведет к увеличению объема налоговых средств, поступающих в бюджет, считает председатель Союза налогоплательщиков России юрист Артем Кирьянов. Люди, совершившие такие правонарушения, возможно, будут чаще оказываться в тюрьме и получать более длительные сроки, но это не решит основной задачи, связанной с пополнением казны. «Идея заключается не в том, чтобы всех посадить, а в том, чтобы уплата налогов была бы неотвратимой», — напоминает он.

Неоднозначным он считает и тот факт, что инициатива была озвучена в СК РФ. По его мнению, рассмотрение вопросов, связанных с налогами и уклонением от их уплаты, по принципу подведомственности должно инициироваться на уровне ФНС или правительства России.

Ранее Елена Леоненко отмечала, что работа над статьей ведется совместно с Генпрокуратурой, ФНС и МВД РФ. В пресс-службе ФНС России к моменту публикации материала не ответили на вопрос издания о том, участвуют ли специалисты ведомства в обсуждении и разработке новой статьи УК РФ.

Не видит серьезных поводов для совершенствования существующего регулирования в этой сфере и управляющий партнер компании «Закон и налоги», адвокат Алексей Гатин.

— Существующие две статьи полностью закрывают все преступления, которые могут быть связаны с налогами, решения о реальных сроках по ним выносятся и так. Статья о мошенничестве также трактуется очень широко. Поэтому в моем понимании нет особенной необходимости в том, чтобы вводить какие-то спецсоставы. В этом смысле есть намного более серьезные дыры в Уголовном кодексе, — рассуждает собеседник издания.

Кроме того, есть риск, что новая статья может быть использована как инструмент давления на бизнес, предостерегает он. Разделяет эти опасения и глава Ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов. По его мнению, ужесточение законодательства усилит тренд на расширение уголовной ответственности для бизнеса по «налоговым» статьям в противовес объявленному ранее курсу на декриминализацию.

С тем, что введение новой статьи приведет к ужесточению контроля над бизнесом, согласен и адвокат юридической фирмы TAX COMPLIANCE Александр Дмитриев. С другой стороны, по его словам, решение выделить в УК РФ отдельную статью о налоговом мошенничестве было бы правильным и удобным шагом, так как сейчас у правоохранительных органов могут возникать проблемы с квалификацией таких деяний.

— К тому же в рамках ст. 199 УК РФ обычно к ответственности привлекаются должностные лица компании (например, генеральный директор), которым назначается сравнительно мягкое наказание — несколько лет лишения свободы. Появление новой статьи позволит также предусмотреть квалифицирующие признаки, например совершение преступления в составе группы лиц, с более суровым наказанием, — отмечает он.

По его мнению, речь идет о «жесткой и рабочей норме», которую будут активно использовать правоохранительные органы. При этом для возбуждения дел по новой статье, скорее всего, не потребуется решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности — то есть дела будут возбуждаться не на основании проверки, а по факту совершения правонарушения или подозрений в совершении правонарушения, предполагает он.

Силами искусственного интеллекта

В то же время проблемные вопросы, связанные с недоимками и уклонением от уплаты налогов, в последние годы достаточно успешно решались с помощью использования возможностей искусственного интеллекта и высоких технологий, указывает Артем Кирьянов.

— Сегодня анализ налогоплательщика настолько подробен и четок, что идея о том, что можно не заплатить налоги, — скорее иллюзия, — убежден он.

Так, с помощью внедрения автоматизированной системы АСК НДС-2 и внутренней системы риск-менеджмента, по его мнению, во многом удалось решить проблемы с неуплатой НДС и необоснованными налоговыми проверками. В этой связи было бы логично и дальше развивать это направление, чтобы увеличить объем средств, поступающих в бюджет.

— Налоговая служба сейчас работает довольно эффективно, налоговое администрирование входит в число лучших в мире, поэтому грубая помощь методами Уголовного кодекса просто не нужна, — заключает собеседник издания.

Евгения ПРИЕМСКАЯ