​Дорого в школу: средний чек набора ученика резко вырос

Минимальный базовый набор ученика, который включает школьную форму, рюкзак и канцелярские товары, в августе этого года подорожал на 24% по сравнению с аналогичным периодом 2019-го. Его стоимость составила 4,8 тыс. рублей, подсчитал для «Известий» оператор фискальных данных «Платформа ОФД». В этом сезоне родители старались выбирать для детей товары лучшего качества, которые, как правило, были дороже, сказали в компании. Производители подчеркнули, что изменение курсовой разницы также оказало влияние на стоимость детской продукции в том случае, если ее импортировали или изготавливали с использованием зарубежных материалов.

Недетские цены

Компания «Платформа ОФД» (крупнейший оператор фискальных данных) проанализировала стоимость товаров, которые понадобятся ученикам к школе, и спрос на них. Специалисты изучали 40 млн кассовых чеков в сутки, которые поступали с более 900 тыс. онлайн-касс по всей стране с 1 по 19 августа. «Известия» ознакомились с этой фактурой.

Так, минимальный базовый набор для учащихся, который включает в себя школьную форму, рюкзак и необходимые канцелярские товары (ручки, карандаши, альбомы и др.), обошелся в августе в среднем по России в 4,8 тыс. рублей. Это на четверть выше, чем за тот же период прошлого года, отметили в компании. При этом стоимость школьной формы выросла на 32% и составила в среднем 2 тыс. рублей. Перед началом учебного года количество ее покупок подскочило на 27%.

Рюкзаки в целом подорожали не так значительно: всего на 4%, в среднем до 2 тыс. рублей, а количество их покупок сократилось на 2%. При этом комплект необходимых канцелярских принадлежностей (карандаши, ручки, альбомы и др.) увеличился в цене почти на треть и в среднем стоил 725 рублей. Его реализация выросла на 30%. Также подорожали такие товары, как дневник и пенал — на 14% каждый, до 125 и 420 рублей соответственно.

— Родители старались выбирать для детей товары лучшего качества, которые, как правило, выше по стоимости, — сказали «Известиям» в компании. — Это отразилось на величине среднего чека набора для школьников.

В «Платформе ОФД» отметили, что этим летом на общий рост продаж товаров для детей повлиял демографический фактор: на 2020 год пришелся пик численности школьников за последние 10 лет. Помогли подготовиться к учебе и дополнительные государственные выплаты семьям с детьми. Отложенный из-за пандемии спрос только подогрел ситуацию: покупатели смогли реализовать свои потребности как раз уже к моменту распродаж.

Рост по всем фронтам

В пресс-службе Wildberries.ru «Известиям» рассказали, что стоимость набора школьника в июле-августе составила 2,5 тыс. рублей. В эту сумму входит комплект школьной формы и обуви, рюкзак, а также канцелярские товары. В компании уточнили, что одежда для учеников за год подешевела на 14%, набор из канцтоваров и рюкзака (для учащихся средних и старших классов) подорожал на 15%.

Рост цен на школьные товары в этом году не превышает в среднем 10%, отметили в пресс-службе «Ленты». Основная причина — изменение курса доллара, уточнил представитель ритейлера. В пресс-службе «Ашана» «Известиям» сказали, что не фиксируют повышения стоимости набора для школьников.

Ассоциация предприятий индустрии детских товаров фиксирует повышение стоимости продукции для учеников на уровне 6%, что связано в первую очередь с курсовой разницей, сообщила «Известиям» президент организации Антонина Цицулина. По ее словам, речь идет о зарубежной продукции либо о той, в производстве которой используются заграничные материалы. Это, например, одежда, некоторые виды канцелярии и рюкзаков.

Цветочный базар

Но кроме школьных товаров родителям придется купить детям к новому учебному году и цветы, а они, судя по всему, тоже вырастут в цене. Представитель ассоциации «Теплицы России» Юлия Чарышкина сказала «Известиям», что розничная стоимость букетов к 1 сентября повысится примерно на 15–20%. Она уточнила, что их средняя стоимость у производителей составляет около 500 рублей.

По ее словам, повышение цен произойдет по нескольким причинам. Прежде всего на стоимости скажутся изменение курса валют, а также ограниченное предложение на рынке: импортеры до сих пор не могут регулярно завозить продукцию в страну. Ситуация у отечественных производителей не менее сложная. Отсутствие праздников, запрет на массовые культурные мероприятия в стране, самоизоляция граждан, плюс ко всему сокращение реальных доходов населения крайне негативно сказались на бизнесе цветочников, отметили в ассоциации. Это также отразилось на стоимости продукции.

Эксперт уверена, что продажи букетов в преддверии 1 сентября и непосредственно в День знаний будут на уровне обычного выходного дня.

В пресс-службе ФАС «Известиям» сказали, что мониторинг цен на товары и услуги входит в компетенцию Росстата. Рынки канцелярских принадлежностей и школьной формы конкурентные и не подлежат государственному регулированию.

Евгения ПЕРЦЕВА