Дошли до выручки: оборот малого и среднего бизнеса упал в мае на 41%
По итогам мая выручка малых и средних предприятий снизилась на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это следует из анализа данных онлайн-касс, который провели в IT-компании «Эвотор» для «Известий». Сильнее всего — в среднем на 70% — сократился оборот непродовольственный торговли, около 25% поступлений потеряли магазины товаров повседневного спроса. Впрочем, относительно апреля ситуация несколько улучшилась, отметили в компании: тогда выручка МСП упала в два раза. Для малых фирм такое сокращение может стать критическим, поэтому до трети предприятий самоликвидируются в ближайшее время, заявили эксперты.
Оборотная драма
Из-за самоизоляции трафик и оборот магазинов товаров повседневного спроса в мае 2020-го были ощутимо ниже, чем в прошлом году, рассказал «Известиям» генеральный директор «Эвотора» Андрей Романенко. Выручка алкомаркетов уменьшилась на 34%, несетевых супер- и минимаркетов ― на треть, табачной розницы ― на 27%, зоомагазинов ― на четверть, аптек ― на 23%, а пивных магазинов ― на 16%.
Оборот непродовольственной торговли в мае сократился еще более серьезно, отметил Андрей Романенко. Спортивные центры недосчитались 84% выручки, салоны красоты — 71%. Оборот магазинов одежды и обуви снизился на 69 и 67% соответственно, а ювелирных лавок — на 61%.
В результате по итогам мая выручка малого и среднего бизнеса оказалась на 41% ниже, чем в этом же месяце в 2019 году, резюмировал он. Впрочем, это менее серьезное сокращение, чем в апреле, — по сравнению с ним майский оборот МСП вырос на 27%. Это произошло из-за того, что в ряде регионов смягчили ограничения, пояснил гендиректор «Эвотора».
В Минэкономразвития и Минпромторге не прокомментировали статистику по запросу «Известий».
Крупные покупки и бизнес
В период карантина изменилось потребление: люди стали реже ходить в магазины, но приобретать больше товаров за один раз, сообщил Андрей Романенко. В результате средний чек повседневных покупок вырос. В супер- и минимаркетах он увеличился на 15% к прошлому году и составил 314 рублей, в аптеках и пивных магазинах — на 14% (до 366 и 350 рублей соответственно), в табачной рознице — на 10% (до 302 рублей).
Для крупного бизнеса май прошел неплохо, свидетельствуют данные «Платформы ОФД». Несмотря на то что объем продаж гостиниц в среднем по России упал на 87%, а ресторанов — на 61%, во многих категориях наблюдался рост. Так, выручка продуктовых супермаркетов увеличилась на 3%, а средний чек в них — на треть, до 496 рублей. Объем продаж электроники и гаджетов вырос на 14%, а товаров для строительства и хозяйства — на 12%.
В мае действительно был всплеск спроса на стройматериалы, а также на товары для дачи, сантехнику, инструменты и спорттовары, подтвердили в «Эвоторе». В июне же, по мнению Андрея Романенко, стоит ожидать существенный рост оборота одежды, обуви и аксессуаров — за время карантина на них сформировался отложенный спрос.
IT-компания «Эвотор» — поставщик более 650 тыс. смарт-терминалов, установленных в торговых точках по всей России. «Платформа ОФД» — оператор фискальных данных.
Сокращение оборота на 40% для большинства субъектов МСП видится критическим, отметил инвестиционный стратег «БКС Премьер» Александр Бахтин. Причем такие показатели не могут быть компенсированы антикризисной господдержкой, даже если предположить, что компании удастся получить ее в полном объеме, отметил эксперт.
— Порядка 20–30% предприятий, в которых наблюдается подобное снижение выручки, самоликвидируются, а более чем 50% придется пойти на масштабное сокращение бизнеса, — добавил Александр Бахтин.
Ранее президент объявил меры поддержки малого и среднего бизнеса в связи с пандемией. Среди них — отсрочка по налогам (кроме НДС) и страховым взносам, мораторий на банкротство по заявлению кредиторов, возможность получить льготный заем на зарплату сотрудникам под 0%, безвозмездную субсидию в размере МРОТа на компенсацию работникам.
Для малых и средних фирм падение оборота на 40% — сильнейший шок, которого не было ни в 2008, ни в 2014 годах, отметил младший аналитик группы корпоративных рейтингов агентства НКР Александр Рогов. Однако у МСП есть несколько преимуществ относительно крупных предприятий, которые позволят смягчить последствия кризиса: гибкость, высокая скорость принятия решений и быстрая адаптация к внешнем условиям, отметил эксперт.
Выручка малого и среднего предпринимательства начнет расти, как только им позволят начать работать, уверен член генерального совета «Деловой России» Павел Гагарин. Однако после того как отложенный спрос, который накопился за время карантина, реализуется, население снова резко сократит траты — но уже на длительный срок. С этой ситуацией справиться будет сложнее, чем с карантином, резюмировал эксперт.
Те МСП, которые привыкли планировать дальше, чем на один квартал, летом продолжат деятельность, прогнозирует аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. В июне и июле будет тренд на устойчивое увеличение выручки относительно мая и апреля, но чтобы выйти на рост по сравнению с 2019 годом, предпринимателям придется постараться, добавил он.
— Скорее всего, до конца 2020 года подавляющее большинство предпринимателей будет оптимизировать расходы и наращивать долги, — отметил Валерий Емельянов.
Он подчеркнул, что строгой зависимости между динамикой оборота и вероятностью банкротства компании нет. Но если торговое предприятие работает с рентабельностью, например, 10–12%, то потеря месячной выручки за апрель и май снизит доходность бизнеса примерно на 2%.
Екатерина ВИНОГРАДОВА