​Есть бесконтакт: работающих без карты банкоматов станет в разы больше

Крупнейшие кредитные организации до конца этого года переоборудуют свою сеть банкоматов для обслуживания клиентов без пластиковых карт. Об этом «Известиям» рассказали в нескольких российских финорганизациях. Работающие при касании телефоном бесконтактные АТМ отвечают требованиям современного сервиса, ускоряют время обслуживания клиентов, решают проблему «захвата» карт, а также предотвращают мошенничество. Бесконтактные платежи по картам в России уже занимают около 30% всего рынка безналичной оплаты, оценили эксперты.

В одно касание

В 2020 году в России в разы увеличится количество банкоматов с NFC-модулями, которые работают без необходимости вставлять карту (достаточно приложить ее или смартфон). Доля таких АТМ в Райффайзенбанке уже составляет 70%, а до конца первого полугодия все АТМ будут поддерживать эту функцию, сообщили «Известиям» в кредитной организации. В банке «Открытие» заявили, что доля бесконтактных устройств самообслуживания уже достигла 85%, полностью переоборудовать сеть собираются до конца 2020-го. В ближайшее время также планируется апгрейд всех банкоматов МКБ на бесконтакт, подчеркнули в кредитной организации.

В других банках из топ-10 «Известиям» сообщили, что в 2020-м планируется в несколько раз увеличить долю устройств самообслуживания с NFC: в ВТБ — примерно с 6 до 25%, в Альфа-банке — с 56 до 85%, в Росбанке — с 25 до 54%. Банкоматный парк Промсвязьбанка располагает 44% таких АТМ, их количество будет планомерно увеличиваться, поделились планами в финорганизации.

В Сбербанке бесконтактные АТМ составляют уже около 95% парка, а в Тинькофф Банке — все 100%. В других организациях из топ-10 — Газпромбанке и РСХБ — не ответили на вопросы «Известий» о планах по расширению сети бесконтактных АТМ.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Для обслуживания в бесконтактном банкомате нужно использовать карту, которая поддерживает соответствующую технологию. Получить услуги можно и без карты — приложив телефон с NFC-датчиком, к которому подвязан счет в банке. Операция пройдет через одно из платежных приложений: Apple Pay, Google Pay, Samsung Pay или Mir Pay. После прикладывания карты или телефона в банкомате необходимо ввести PIN-код.

Бесконтактная технология решает проблему «захвата» карт или случаев, когда сам клиент забывает «пластик» в банкомате, подчеркнули в МКБ. Кроме того, она сокращает время обслуживания одного клиента в среднем с 45 до 10 секунд, оценил руководитель группы Deloitte Digital Максим Шапировский.

Банкоматы с NFC — это требование современного сервиса, считают в кредитных организациях. Там добавили, что парк АТМ должен постоянно модернизироваться: в ВТБ тестируют устройства самообслуживания с видеосвязью с сотрудником офиса, а Сбербанк и «Тинькофф» — биометрические банкоматы, которые могут распознавать клиентов по лицу.

Visa рекомендует, но не обязывает банки, с которыми работает в России, оборудовать АТМ возможностью бесконтактного обслуживания, сообщили «Известиям» в платежной системе. Там добавили, что многие кредитные организации обеспечивают модернизацию и доступность такого функционала по собственной инициативе.

MasterCard также ведет работу с банками по развитию инфраструктуры приема бесконтактных платежей, но обязательные требования по переоснащенную предъявляет только в вопросе безопасности устройств самообслуживания, рассказал директор по развитию цифровых платежей в России MasterCard Антон Шигапов.

В НСПК подчеркнули, что бесконтактные АТМ поддерживают функционал приложения для смартфонов Mir Pay. В пресс-службе отметили: чтобы предоставить эту возможность держателям карт «Мир», банкам нужно обновить свои устройства самообслуживания.

Безнал удал

По последним данным ЦБ, безналичные платежи в розничной торговле в III квартале 2019-го превысили 61%. Сколько из них проведено бесконтактно, «Известиям» в Центробанке не сообщили.

Россия стала мировым лидером по количеству проведенных платежей с использованием телефонов или касанием картой с 2010 по 2018 год: за этот период произошел 30-кратный рост числа безналичных карточных трансакций (с 5,8 до 172 операций в год на человека), поделился статистикой начальник управления развития банковских продуктов и проектов «Фридом Финанс» Мурад Шихмагомедов.

По данным эксперта, в России количество банкоматов и электронных терминалов, принимающих оплату «касанием», достигло 2,5 млн единиц, при этом более 40% эмитированных карт сейчас имеют чип для оплаты. Кроме того, около половины всех смартфонов в продаже обладают технологией NFC.

Доля россиян, которые оплачивают покупки с помощью смартфона, колеблется от 20 до 40%, оценили опрошенные «Известиями» эксперты.

— По технологичности в финуслугах россияне занимают лидирующие позиции. В 2017-м, всего через год после появления в нашей стране сервисов по оплате смартфоном, Россия стала первой в Европе по количеству банков, которые подключили эту функцию, — отметил директор операционного развития «БКС Премьер» Иван Мазов.

По его словам, распространению бесконтактных банкоматов способствует развитие виртуальных карт, которые можно выпустить через банковское приложение, и их функционал будет аналогичным пластиковым, а также электронным кошелькам.

Эксперт подчеркнул, что новая технология также усложняет жизнь злоумышленникам, которые воруют данные карт с использованием скимминговых устройств, устанавливаемых на банкоматы. Это специальное оборудование, которое ставится в слот для приема «пластика» и считывает всю информацию о нем — от номера до CVC-кода. После этого можно делать покупки в интернет-магазине с чужого счета. Эксперты подчеркнули: если карта не вставляется, то украсть ее саму, а также ее данные невозможно.

Наталья ИЛЬИНА