​Ни кола: РСПП просит запретить ухудшать рейтинги крупных компаний

Крупный бизнес предложил запретить рейтинговым агентствам снижать оценки системообразующих компаний. Об этом говорится в письме Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) к первому вице-премьеру Андрею Белоусову (копия документа есть у «Известий»). Свою инициативу союз мотивирует так: ключевые для страны организации могут столкнуться с риском ухудшения условий финансирования, чего в условиях кризиса допускать категорически нельзя. В Банке России заявили, что не видят оснований для таких рекомендаций, поскольку рейтинги не единственный критерий кредитования. Агентства сообщили, что принципы определения рейтингов менять не планируют, но в целом готовы оценивать системообразующие предприятия с учетом их особенностей.

Хорошие оценки

РСПП предложил первому заместителю председателя правительства Андрею Белоусову установить новый порядок пересмотра рейтингов системообразующих предприятий и компаний из социально значимых отраслей — вплоть до моратория на ухудшение, следует из письма объединения. Оценки серьезно влияют на стоимость заемных ресурсов, ее повышение в кризисный период может стать для ключевых в стране организаций фатальным, пояснили в объединении.

Эту меру трудно назвать рыночной, однако с учетом экстраординарности ситуации и решения могут быть соответствующими, пояснил один из авторов инициативы вице-президент РСПП Александр Мурычев. По его словам, предприятия высказывают опасения, что объективное падение их финансовых показателей может привести к ухудшению рейтингов.

В Банке России на просьбу «Известий» прокомментировать инициативу объединения заявили, что присвоение рейтингов — это, по закону, независимая от любого политического или экономического влияния деятельность.

Впрочем, методология агентств предусматривает оценку не только текущего, но и исторического и прогнозного положения дел в компании, добавили там. Более того, рейтинги — хотя и важный, но не единственный источник информации о финансовой ситуации заемщика. Таким образом, в ЦБ не видят проблем с доступом предприятий к финансированию, в том числе с учетом объявленных мер поддержки, резюмировали там.

В пресс-службе правительства, а также в Минфине не ответили на аналогичный запрос.

Экстравагантное предложение

«Известия» также спросили рейтинговые агентства об их отношении к предложению РСПП.

Подобная инициатива не может быть реализована, поскольку в предлагаемой формулировке означает прямое вмешательство в рейтинговую деятельность и дискредитирует сам принцип независимости таких агентств, полагает гендиректор НКР Кирилл Лукашук. Существует гораздо более приемлемый путь — это регуляторные послабления в отношении уровней рейтингов в кризис, что существенно лучше нарушения основного принципа — независимости агентств, добавил он.

Подходы АКРА в нынешних экономических условиях не предполагают массового изменения рейтингов, сообщила пресс-служба агентства. Краткосрочное снижение показателей отдельных компаний или банков во II и III кварталах 2020 года отнюдь не всегда будет оказывать негативное влияние на их кредитные рейтинги: предприятия оцениваются в долгосрочной перспективе, подчеркнули там.

В «Эксперт РА» добавили, что считают часть нынешних рисков системными, то есть в равной степени влияющими на все компании. Риски такого типа не оказывают негативного эффекта на положение разных организаций относительно друг друга по национальной шкале рейтингов, пояснил управляющий директор по корпоративным и суверенным рейтингам агентства Павел Митрофанов.

Все три российских агентства заверили, что учитывают в своих оценках значимость конкретной компании для государства и вероятность того, что ей будет оказана экстраординарная поддержка. Поэтому в отдельных случаях уровень помощи компенсирует номинальное снижение финансовых показателей организации. Это позволяет сохранить кредитный рейтинг.

В большой тройке международных оценщиков — Moody's, Fitch и S&P — на запрос не ответили.

«Известия» также обратились в крупнейшие российские компании, вошедшие в список системообразующих, с вопросом о востребованности ограничений на ухудшение оценок. В «Русале», «Ростелекоме» и «Фосагро» инициативу поддержали. По словам респондентов, такой подход позволит корректнее отражать реальные риски кредитоспособности, поскольку включение в перечень ключевых для страны организаций предполагает активацию господдержки в случае ухудшения финансового состояния эмитента. В организациях уверяют, что такая мера необходима лишь в период наиболее острой стадии кризиса, она не должна вводиться на постоянной основе.

Рейтинговые агентства не руководствуются интересами компаний, которые они оценивают, считает независимый эксперт Владимир Рожанковский. Для них важно прежде всего мнение клиентов, которые требуют транспарентности и реального положения заемщика, который собирается выпускать облигации либо обращается в банк за кредитом.

Такая инициатива должна была быть адресована в первую очередь регулятору или кредитным организациям, чтобы они не принимали в расчет рейтинговые характеристики заемщика, уверен он.

«Известия» спросили крупнейшие российские банки об отношении к предложению РСПП. Ответили лишь в Сбербанке.

— Рейтинги должны отражать реальное положение дел в компании, — заявили в пресс-службе.

Предложение РСПП выглядит довольно экстравагантным, добавила руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина. Нельзя просто запретить агентствам пересматривать рейтинги наиболее влиятельных в стране компаний. Мораторий на ухудшение оценок попросту вреден, поскольку лишит менеджеров компаний мотивации улучшать свои финансовые показатели. Значительная часть системообразующих предприятий принадлежит госструктурам, которые и так не зарекомендовали себя как эффективные собственники, уверена она.

Так или иначе с точки зрения условий финансирования рейтинги для российских компаний не столь важны, отметила Александра Суслина. Их учитывают прежде всего западные фонды, которые не так уж много инвестируют в отечественный бизнес в последние годы. Оценки агентств требуются для суверенного долга, а он в большей степени зависит от иностранного капитала.

Дмитрий ГРИНКЕВИЧ, Инна ГРИГОРЬЕВА