Попали в страховую историю: чего ждать от новой базы ОСАГО
Владельцы машин с иностранными номерами больше не смогут избежать штрафов. МВД планирует получать данные о них из автоматизированной информационной системы (АИС) ОСАГО, находящейся в ведении страховщиков. На днях Российский союз страховщиков (РСА) представил серьезно модернизированную АИС ОСАГО. Что в ней нового и ощутят ли изменения простые автомобилисты, разбирались «Известия».
Первичные инвестиции в АИС ОСАГО 2.0, запущенной в самом конце июня, стоили страховому сообществу более 2 млрд рублей. Главные преимущества созданной компанией «Инфосистемы Джет» базы данных — быстродействие и способность обрабатывать большее количество запросов.
«Осложняла жизнь практически всем»
«Ранее существовавшая версия существенно осложняла жизнь практически всем. Многие автомобилисты не могли сразу получить законный бонус, подтвердить страховую историю при переходе к новому страховщику и так далее. Для регулятора постоянной проблемой было качество данных, которые приходилось «очищать» от ошибок, иные из которых стали практически типичными», — рассказал «Известиям» руководитель департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при правительстве России профессор Александр Цыганов.
Система сделана «на вырост» — в будущем ее производительность может быть увеличена в 10 раз. Благодаря этому в базу данных можно добавить все виды страхования, не только автомобильные. Например, данные по страхованию жизни, ОМС и ДМС. Соответствующие модули в системе уже предусмотрены. Таким образом, у каждого человека появится полноценная страховая история.
«Наиболее важным изменением, которое водители почувствуют не прямо сейчас, а в будущем, является возможность с помощью новой АИС ОСАГО внедрять цифровые инструменты для индивидуализации тарифов и повышения качества анализа рисков, что является целью проходящей реформы ОСАГО и одной из причин модернизации АИС», — считает директор по отраслевым решениями IT-компании КРОК в страховании Андрей Крупнов.
Напомним, что 25 мая президент России Владимир Путин подписал закон об индивидуализации тарифов ОСАГО. Реформа даст возможность страховщикам поднимать цену полиса для тех, кто грубо нарушал правила дорожного движения.
Под грубыми нарушениями подразумеваются езда в состоянии опьянения, отказ от медосвидетельствования, оставление места ДТП, превышение скорости более чем на 60 км/ч. Все эти нарушения должны быть зафиксированы инспектором. То, что было зафиксировано камерами в автоматическом режиме, страховые учитывать не будут.
Мошенники не пройдут проверку
Новая система надежно защищена от мошеннических действий, уверены в РСА. Сейчас полис ОСАГО оформляется сразу в системе, то есть данных, которые страховщик не передал в АИС ОСАГО, теперь просто не может быть. К тому же в новой версии существенно усилена проверка данных, вводимых пользователем при покупке полиса обязательного автогражданского страхования.
«Это позволяет усилить защиту автовладельца от недобросовестных посредников, которые оформляют полис на заведомо неверные данные с целью занизить рассчитываемый системой размер премии и затем подделывают выдаваемый автовладельцу полис, внося в него верные данные. Зачастую потребитель даже не знает о том, что произошла такая подделка, а столкнувшись со страховым случаем, он оказывается в ситуации, когда его риски не защищены», — рассказали «Известиям» в пресс-службе Российского союза автостраховщиков.
Базу подключат к камерам
Новая, более быстрая и надежная АИС ОСАГО позволит запустить долгожданную проверку полисов с помощью дорожных камер. В РСА утверждают, что прежняя база данных была готова к этому процессу, однако утверждения союза некоторые воспринимают скептически.
«АИС не смогла обрабатывать слишком огромный массив информации — около 50 млн проездов, фиксировавшихся 1,5 тыс. камер фото- и видеофиксации Теперь возможности системы позволят это реализовать. Это важно для законопослушных автовладельцев: по оценке РСА, по дорогам страны ездят без полиса ОСАГО 2–3 млн автомобилей. Если такое транспортное средство становится виновником ДТП, то пострадавший не получит компенсацию, даже несмотря на то, что у него будет легальный полис автогражданки», — рассказывает«Известиям» шеф-редактор проекта «Страхование» финансового супермаркета Банки.ру Ольга Котенева.
Иностранцев оштрафуют
С помощью базы страховщиков также можно будет выявлять нарушителей с иностранными номерами. МВД разработало поправки в перечень информации, получаемой из автоматизированной информационной системы ОСАГО.
Пока проект постановления проходит процедуру общественного обсуждения, но если он будет принят, то позволит ведомству получать сведения о владельцах транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, и штрафовать их за нарушения.
«Одним из обстоятельств, способствующих совершению ДТП с участием автомобилей, зарегистрированных в иностранных государствах, является отсутствие профилактического воздействия из-за проблем идентификации собственников (владельцев) таких транспортных средств при автоматической фотовидеофиксации правонарушений», — считают в МВД.
В базе ГИБДД эти транспортные средства не числятся. Проект с Федеральной таможенной службой, которая должна была предоставлять сведения о пересекающих госграницу автомобилях, забуксовал, сообщил «Известиям» первый зампред комитета палаты по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. Тогда как у страховщиков есть все данные о владельцах, покупающих полисы ОСАГО при въезде в страну.
Требует существенной переработки
В будущем АИС ОСАГО может вообще перейти в ведение Банка России или другого государственного органа. На этом как раз настаивает Банк России. По мнению регулятора, текущий функционал АИС ОСАГО требует существенной переработки и он далеко выходит за рамки функционала РСА.
Это связано не только со страховым законодательством, но и с необходимостью реализации общественных функций. В частности, речь идет о контроле наличия полисов ОСАГО у водителей с помощью средств фото- и видеофиксации, пояснили в пресс-службе ЦБ.
Кроме того, система должна являться источником достоверной информации не только для потребителей, но и для регулятора, — так он сможет более точно рассчитывать экономически обоснованные тарифы по обязательным видам страхования.
В РСА заявление ЦБ не комментируют и подчеркивают, что специально для регулятора уже спроектирована «витрина данных», с помощью которой он получает доступ в режиме онлайн ко всей информации.
ОСАГО и нефть
Эксперты видят в идее Банка России положительные стороны. Реализация предложенных мер позволит контролировать работу страховых компаний, видеть полную статистику убыточности по ОСАГО, на которую обычно ссылаются страховщики, изменяя тарифы, считает руководитель направления по работе с ключевыми клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Захаров. По его словам, надзор ЦБ позволит решить вопрос с достоверностью личных страховых историй, а также улучшить существующие тарифы.
«Основная проблема рынка — очень слабый контроль и надзор со стороны ЦБ. Статистику, которую рисуют страховые компании, их методики расчета сложно проверить. Поэтому любые шаги в сторону усиления контроля я только приветствую», — рассказал «Известиям» Вячеслав Лысаков. Даже если ЦБ будет иметь всю точную информацию на страховом рынке, полисы ОСАГО вряд ли подешевеют, считает депутат.
«Это российский тотальный парадокс. Какие бы новации ни предлагали, стоимость полиса будет только расти. Это моя точка зрения, и здесь я настроен пессимистично. Страховое лобби будет продавливать дальнейшее расширение тарифного коридора», — рассказал Лысаков.
Евгений БАГДАСАРОВ