Поскромничали: Россия упала в мировом рейтинге конкурентоспособности
Россия опустилась на пять позиций в рейтинге наиболее конкурентоспособных экономик мира. Таковы результаты очередного исследования Международного института развития управления (IMD), базирующегося в Женеве. По мнению составителей рейтинга, основной проблемой является низкая эффективность бизнеса, а еще точнее — невысокое мнение предпринимателей о самих себе. Выход для страны состоит в том, чтобы повышать производительность труда и активно вкладываться в инфраструктуру. Подробности — в материале «Известий».
IMD составляет рейтинги конкурентоспособности на протяжении последних 32 лет. В число стран, конкурентность которых оценивается на ежегодной основе (всего их сейчас 63), входят почти все мировые экономики из топ-20 (кроме Ирана и Саудовской Аравии), большинство развитых стран и большая группа развивающихся.
Конкурентоспособность оценивалась по множеству критериев, объединенных в несколько групп. К первой относятся макроэкономические результаты — цифры по росту ВВП, инвестициям, рынку труда и так далее. Вторая категория — государственное управление, к нему относятся налоговая политика, состояние государственных финансов, институциональная основа экономики и деловое законодательство. Третья оцениваемая сфера — эффективность бизнеса — состоит из производительности труда, развитости финансовых услуг и управленческих практик. Наконец, инфраструктура подразумевает под собой как общую (традиционные дороги-мосты-связь), так и научную, технологическую, образовательную, а также сектор здравоохранения.
По каждому из этих критериев оценки выставляются в соответствии как с объективными статистическими показателями, так и на основе опросов, проводимых среди государственных чиновников, бизнесменов и других экономических игроков. Общее количество учитывающихся в финальной оценке переменных достигает нескольких сотен.
Основным уроком исследования 2020 года стало доминирование среди лидеров небольших стран. На первом месте, как и в прошлом году, оказался Сингапур, второе заняла Дания, а третье — Швейцария. Единственной великой державой в десятке (причем замыкая оную) оказались лишь США, и они за год рухнули на семь позиций вниз. Такому провалу не помешали даже хорошие макроэкономические результаты в прошлом году — а материал для составления рейтинга собирался и анализировался несколько месяцев назад, еще до эпидемии коронавируса и связанного с ней экономического кризиса.
Не выявилось и прямой зависимости между демократичностью и конкурентоспособностью разных стран. В десятке оказались как три скандинавские демократические страны (Дания, Швеция и Норвегия), считающиеся лидерами в части соблюдения прав человека, так и полуавторитарные, авторитарные или прямо монархические режимы таких стран, как Сингапур, Гонконг или ОАЭ. Рейтинг замкнула охваченная беспорядками и дефицитом Венесуэла — впрочем, год назад она точно так же занимала последнее место.
Что касается крупных государств, то они оказались в числе наиболее сильно опустившихся за прошедший год. Помимо США не лучшим образом выступил Китай, упавший на восемь позиций, Индонезия опустилась на шесть мест, Россия — на пять. Напротив, впечатляющие рывки совершили маленькие Эстония (+7 позиций) и Кипр (+11 мест).
Россия, по результатам нынешнего исследования, разместилась на 50-м месте, между Грецией и Румынией. Среди стран БРИКС наша страна расположилась строго посередине, ниже Китая и Индии, но выше Бразилии и ЮАР. Среди государств бывшего СССР ниже России находится Украина (55), а выше — Эстония (28), Литва (31), Латвия (41) и Казахстан (42). Последний, кстати, тоже потерял сразу восемь позиций за год.
Измерением российских показателей занималась Московская школа управления «Сколково». Как рассказал в интервью «Известиям» профессор школы Владимир Коровкин, Россия продемонстрировала снижение сразу по нескольким показателям, включая демографию (долгосрочный рост населения и рабочей силы) и макроэкономику (включающую стабильность валютного курса, профицит бюджета, валовое накопление основного капитала и рост ВВП), а также инновации (использование цифровых инструментов).
— Если по первым двум показателям отрицательная динамика объективна, то в случае с инновациями снижение, конечно, относительное. Оно связано с тем, что другие страны развиваются быстрее. Но есть и хорошие новости. В 2020 году для России появилось больше областей, где наблюдаются улучшения: например, энергетическая эффективность (стоимость электроэнергии для индустриальных потребителей, энергоинтенсивность ВВП), качество управления (социальная ответственность, бизнес-образование), законодательство в области труда и конкуренции, а также инфраструктура здравоохранения и расходы на образование в пересчете на одного студента.
Среди всех отдельных показателей наихудшее место — 61-е — наша страна заняла в плане эффективности бизнеса, где особенно плохо выглядело качество менеджмента. По словам Коровкина, это отставание является ожидаемым и не только объективным, но и субъективным: сами предприниматели и компании настроены критически по отношению к себе.
— Эта сфера с точки зрения данных объединяет «жесткие» показатели, прежде всего производительность, с результатами опросов менеджеров, — рассказал составитель рейтинга. — Отставание России по производительности объективно и известно, его преодолению посвящен национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» до 2024 года. Оценка качества управления или менеджерские практики — это во многом результат самооценки. На мой взгляд, 61-е место по данному показателю достаточно ожидаемо для страны, в которой современному бизнесу только 30 лет. Определенным фактором этой оценки являются постоянные колебания в выборе целевой управленческой модели — между рыночным менеджментом западного типа и усилением роли государства в экономике через госкомпании, задачи и область действия которых вызывают много споров, с попытками нового прочтения советской системы управления и идеей «Госплана 2.0».
Несмотря на в целом не самый удачный последний год, Владимир Коровкин считает, что в стране есть достаточно возможностей, чтобы подниматься в рейтинге, развивая эффективность и международную конкурентоспособность национальной экономики.
— Рейтинг IMD построен из предположения, что наиболее конкурентные, открытые, глобально интегрированные экономики с преобладающей ролью рынка развиваются в государстве, осуществляющем сервисные функции. Эти функции очень важные, недаром на первом месте рейтинга стабильно находится Сингапур. Многие экономические действия российского правительства основываются на активном и постоянном участии государства в экономике как суперигрока, главной силы экономического и социального развития. Нельзя утверждать, что данный подход не принесет интересных результатов, однако высоких позиций в рейтинге с ним достичь будет сложно. Тем не менее есть болевые точки, работа с которыми будет полезна для экономики в любом идеологическом подходе: производительность труда, вовлеченность в мировую торговлю, инвестиции в инфраструктуру и экологию, — сообщил он.
Дмитрий МИГУНОВ