​Силовой маневр: Орешкин предложил изменить работу МВД с жалобами бизнеса

Максим Орешкин предложил Владимиру Колокольцеву установить новый порядок работы силовых ведомств, чтобы ускорить рассмотрение жалоб бизнесменов. Письмо было направлено 13 января, когда они занимали должности министров экономического развития и внутренних дел. Необходимость предложенных нововведений Орешкин объяснил задержкой ответов правоохранителей на жалобы предпринимателей, которые те размещают на платформе «Забизнес.рф» (документ есть у «Известий»). В частности, экс-глава Минэкономразвития предлагает наделить центральный аппарат МВД правом проводить дополнительные проверки.

В письме Владимиру Колокольцеву Максим Орешкин указал на основные проблемы в работе созданной при участии его ведомства платформы «Забизнес.рф». Так чиновник пишет, что к началу 2020 года на ресурсе было зарегистрировано свыше 580 жалоб предпринимателей, и подавляющее большинство из них (59,9%) касались деятельности министерства внутренних дел. Однако все обращения МВД рассматривает по регламенту, который Минэкономразвития — головной орган, ответственный за платформу, — не согласовывало, отмечает Орешкин. В результате, считает он, не выполняется поручение президента по работе ресурса: затягиваются сроки обработки жалоб бизнеса и не вовлекаются руководители самого верхнего уровня в принятие решений.

Обращения бизнеса зачастую попадают на рассмотрение должностных лиц, в отношении которых их и подавали, пояснили «Известиям» в пресс-службе Минэкономразвития. Там подчеркнули, что в работе «Забизнес.рф» возникают и другие сложности. В частности, правоохранительные органы направляют ответы сразу на электронную почту предпринимателей, не размещая документы в их личных кабинетах . В этом случае платформа не может оценить полноту ответов и оказать дополнительную юридическую помощь заявителям, если решение их не устроило, посетовали в ведомстве.

В связи с этим Максим Орешкин предложил Владимиру Колокольцеву установить новый порядок работы, чтобы обращения рассматривались в кратчайшие сроки, конфликт интересов был исключён, а центральный аппарат МВД получил право проводить дополнительные проверки. «Известия» направили в министерство внутренних дел запрос с просьбой сообщить, будут ли какие-то из предложенных мер приняты в ближайшее время.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Платформа для работы с обращениями предпринимателей «Забизнес.рф» — портал, который принимает жалобы бизнесменов на давление и другие противоправные действия правоохранительных органов (МВД, Следственного комитета, Генпрокуратуры и ФСБ). Ресурс запущен Агентством стратегических инициатив по поручению президента. Система начала работу в полную силу с 19 ноября прошлого года, до этого она функционировала в тестовом режиме.

Нарушение сроков рассмотрения обращений — одна из системных проблем работы платформы, ранее заявляла «Известиям» руководитель проекта Элина Сидоренко. По ее словам, просрочку фиксируют более чем по 30% жалоб предпринимателей. В частности, ответа в установленный период не получили защитники основателя инвестиционного фонда Baring Vostok Майкла Калви, которые направляли жалобу на действия СК в отношении бизнесмена.

Кроме того, из почти шести сотен обращений, зарегистрированных на платформе, только треть поступила в правоохранительные органы: остальные отправили на уточнение или отклонили из-за несоответствия критериям. По состоянию на 9 января полностью удовлетворили только девять жалоб (1,5%), сообщала Элина Сидоренко. При это претензии Минэкономразвития глава ресурса комментировать отказалась.

— Пока прошло слишком мало времени, чтобы анализировать результаты работы платформы. Необходимо дождаться хотя бы конца квартала, — заявила она «Известиям».

Особенность российской регуляторики и госуправления в том, что мы долго раскачиваемся, заявил директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Первое время после введения новых правил действует инерция, и неудивительно, что ведомствам тяжело перестроиться. Стимулировать правоохранителей придерживаться регламента может установление персональной ответственности, а также постоянный контроль со стороны правительства, отметил эксперт. Он уверен, что механизм работы с обращениями бизнеса будет отлажен к концу года.

Однако противоречия и конфликт интересов содержит уже сама концепция платформы для обращений предпринимателей, возражает директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев. Он отметил: система создана, что заставить силовиков признавать собственные ошибки. Мотивировать к этому людей, которые привыкли хранить честь мундира, трудно, поэтому стоило бы бороться с причинами проблем, которые заставляют бизнесменов подавать жалобы. Но это — трудная и долгая работа, резюмировал эксперт.

Екатерина ВИНОГРАДОВА