​Учебная тревога: банки борются с социальной инженерией с помощью вузов

Банки бросили силы на борьбу с мошенничеством методом социальной инженерии — они стали организаторами тематических лекций и мастер-классов для студентов в 2019 году, сообщили «Известиям» в крупнейших российских кредитных организациях. По словам их представителей, все требования к информационной безопасности банков уже выполняются, но клиентов зачастую обманом заставляют добровольно переводить средства — бороться с этим можно, только повышая финграмотность. Студенты — одна из наиболее подверженных такого рода обманам групп населения, сказано в отчёте подразделения ЦБ по кибербезопасности ФинЦЕРТ.

Пришли в вуз

В прошлом году был зафиксирован бум мошенничеств, совершенных с использованием методов социальной инженерии, рассказали «Известиям» в крупнейших российских банках. Часто злоумышленники звонят жертвам и от лица сотрудника кредитной организации уговаривают или вынуждают их назвать код подтверждения операции из SMS — в итоге клиент сам сообщают всю необходимую для хищения денег информацию. Эффективнее всего бороться с таким выводом средств, повышая осведомлённость россиян о подобных опасностях, уверены в финансовых организациях и в регуляторе. Одно из направлений этой работы — обучение студентов, узнали «Известия».

Росбанк запустил в МГИМО курс лекций, который длится 26 академических часов. Во время него поднимались вопросы кибербезопасности, рассказал «Известиям» его представитель. Курс прослушали более 400 студентов не только из Института международных отношений, но и из 10 других вузов, подчеркнули в Росбанке.

В МКБ заявили, что в прошлом году провели более 20 лекций по финансовой грамотности и по кибербезопасности в МГТУ им. Н.Э. Баумана, РГСУ, РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, Московском университете им. С.Ю. Витте. В Уральском федеральном университете банк УБРиР также запустил лекторий по финграмотности.

Межвузовское мероприятие по киберберграмотности в 2019 году провел Почта Банк: в студенческом хакатоне по личной цифровой безопасности приняли участие студенты из семи ведущих московских вузов, а победителями стали студенты РЭУ им. Плеханова — они создали тематический чат-бот, рассказали «Известиям» в кредитной организации.

В прошлом году мастер-классы по вопросам компьютерной гигиены, организованные ВТБ, прошли в нескольких вузах Москвы, Ростова, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Томска и Иркутска, сообщили в кредитной организации. В Промсвязьбанке рассказали, что провели интерактивные занятия по актуальным вопросам кибербезопасности в РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Представитель НИУ ВШЭ сообщил «Известиям», что готовят там педагогов для повышения финансовой грамотности среди студентов. Курсы по кибербезопасности также появились в Казанском федеральном университете (КФУ), рассказали в его пресс-службе.

В Новосибирском государственном университете (НГУ) запущен онлайн-курс, который затрагивает темы кибербезопасности и защиты от мошенничеств, рассказал его разработчик Дмитрий Марков. Он пояснил, что актуальность объясняется возрастающей активностью использования безналичного расчета, поэтому основы кибербезопасности необходимы большому количеству людей.

ЦБ поддерживает инициативы коммерческих банков в области повышения финансовой грамотности, сообщили в регуляторе. В пресс-службе отметили, что сам Банк России проводит открытые лекции для студентов, поддерживает олимпиады по финансовой грамотности, проводимые МГУ им. М.В. Ломоносова и РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Сила в знании

Чем лучше банки продумают процесс обучения, тем больше шансов, что люди в дальнейшем будут успешнее избегать мошеннических ловушек, уверены в регуляторе.

Школьники и студенты — одна из пяти групп, представители которых чаще всего попадают на удочку социальной инженерии, сказано в ежегодном отчете подразделения ЦБ по кибербезопасности ФинЦЕРТ (есть у «Известий»). Этот тип жертв описывается так: доверчивые, расточительные, импульсивные, склонные к риску, а также отличающиеся противоречивой самоидентификацией.

В современном цифровом мире формировать навыки кибербезопасности нужно с юности, поскольку недостаточный уровень осведомленности россиян приводит к росту мошенничеств в банковской сфере, считает руководитель дирекции коммерческого развития Почта Банка Денис Лопатин. Он пояснил, что финансовые организации работают в двух направлениях: с одной стороны, усиливают защиту антифрод-системы, а с другой — постоянно рассказывают на открытых лекциях, в рассылках и в соцсетях о том, какие меры предосторожности необходимо соблюдать и как правильно вести себя в подозрительных ситуациях, подчеркнул Денис Лопатин.

Кредитные организации видят в вузах особую и перспективную для учебной работы аудиторию, добавил управляющий по стратегическому маркетингу Промсвязьбанка Андрей Бархот.

Студенты представляют одну из наиболее привлекательных категорий клиентов, которая обладает большим потенциалом, считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Он пояснил: бывшие выпускники школ стремятся к самостоятельной жизни и заработкам, при этом они наиболее часто используют новейшие платежные системы, активно применяют карты и мобильные приложения. По словам эксперта, для кредитных организаций обучение киберграмотности — это не только способ избежать потери средств клиентами, но и своеобразный пиар собственных продуктов.

Наталья ИЛЬИНА