ЦБ ответил Счетной палате на критику за провалы на финансовом рынке
Банку России не удалось добиться ожидаемых результатов по развитию финансового рынка в 2016-2018 годах. К такому выводу пришел аудитор Счетной палаты Алексей Саватюгин. В отчете Счетной палаты по итогам анализа российского финансового рынка сказано, что ЦБ не смог достичь целей, которые сам же себе поставил в «Основных направлениях развития финансового рынка в 2016-2018 годах». В вину регулятору Счетная палата поставила неразвитость фондового рынка, нежелание российских компаний выходить на IPO и брать кредиты в банках. Что ответил ЦБ?
Участников рынка стало меньше
По подсчетам Счетной палаты, консолидация рынка и меры ЦБ привели к тому, что в 2016-2018 годах в отдельных секторах финансового рынка число участников сократилось в 1,5-2 раза. «Это ведет к снижению конкуренции и свидетельствует о сложности выхода на финансовый рынок новых участников», – отметил профильный аудитор Алексей Саватюгин.
Число участников рынка и правда сократилось, признают в ЦБ. Но с рынка уходят только недобросовестные и финансово неустойчивые участники, так что это ему только на пользу. «Наш анализ конкурентной среды показывает, что оставшегося количества участников достаточно», — считают в ЦБ. Уход плохих игроков при этом «не ухудшает, а улучшает конкурентную среду», уверены в Банке России. Также на благо конкуренции будут работать новые технологии, такие как разрабатываемые под контролем ЦБ Система быстрых платежей и маркетплейс.
Рынок акций слишком мал
Российский фондовый рынок в последние годы вырос, но все равно не стал «заметным источником финансовых ресурсов для бизнеса», говорится в отчете СП. Российские компании почти не выходят на IPO, а российский рынок не может удовлетворить потребности бизнеса в финансировании. «При этом рыночная стоимость ряда зарубежных компаний превысила капитализацию всего российского рынка акций», – заметил Саватюгин.
По мнению ЦБ, из-за «внешних ограничений» и «постоянно меняющейся геополитической ситуации» акции компаний наиболее сильно реагируют на новости и даже на косвенно связанные с компаниями события. Кроме того, российский фондовый рынок сильно недооценен. На этом фоне выходить на IPO компаниям «в последние годы дорого и экономически нецелесообразно». Но ЦБ ждет, что как только ситуация наладится, компании будут активно размещать акции.
Банки не кредитуют экономику
Кредиты нефинансовым организациям с 2016 по 2018 год сократились. «Это говорит о неблагоприятных условиях для кредитования реального сектора экономики», — считают в Счетной палате. Так, по данным Всемирного банка, которые приводятся в отчете, в России внутренний кредит, предоставленный финансовым сектором, составлял в 2015 году 57,8 % ВВП и сократился в 2018 году до 53,9 % ВВП. В мире же этот показатель вырос.
Финансовый рынок лишь поддерживает экономику, его масштабы определяются запросами со стороны предприятий и населения страны, парирует ЦБ. Кроме того, сокращение кредитования – это неподходящий показатель для оценки уровня кредитования экономики, считают в ЦБ. «Инвестиции в основной капитал, более исчерпывающий показатель финансирования реального сектора экономики, за трехлетний период вырос на 27% (по данным Росстата)», — указывают в ЦБ. Инвестиции же в бизнес – это «вопрос макроэкономический, спроса и предложения». Они могут вырасти, если увеличатся темпы экономического роста, производительность труда и улучшится инвестклимат. А над решением этих проблем работает уже правительство, хотя и при участии ЦБ.
ЦБ сам себе начальник
Аудиторы считают странным то, что ЦБ похож на вещь в себе. «Банк России сам ставит перед собой цели, сам определяет критерии их достижения и сам же оценивает успешность своей работы, что не вполне корректно», — говорится в обзоре.
Банк России не один работает над «Основными направлениями», а вместе с правительством, комитетом Госдумы по финансовому рынку и профильными ведомствами, отвечает регулятор. «Учитывая особый статус Банка России и специфику финансового рынка, по оценке Банка России, взаимодействие в части планирования инициатив по развитию финансового рынка налажено эффективно», — считает регулятор.
Людмила ПЕТУХОВА, Forbes Staff