РБК: Финансовое состояние регионов России превзошло ожидания S&P

Вопреки ожиданиям, в 2014 году финансовые показатели российских регионов не ухудшились, сообщили аналитики S&P. Сыграли роль поддержка федерального центра, увеличение поступлений от налогов и девальвация рубля. Однако на улучшение надеяться не стоит: помощи от федерального центра недостаточно, экономическая ситуация ухудшается, а девальвация начинает оказывать обратный эффект.

Что хорошего

В этом году федеральный центр был вынужден оказать поддержку регионам: из-за необходимости исполнения майских указов президента и снижения темпов роста экономики долг регионов продолжил расти, а финансовое состояние – ухудшаться.

Федеральные власти увеличили бюджетные кредиты на 80 млрд руб. – до 230 млрд руб., а ставку по ним снизили с 2,75 до 0,1%. Кроме того, они снизили целевые показатели роста заработной платы работников бюджетного сектора на следующий год. В итоге удалось сдержать темпы роста долгов. Чистый долг регионов на 1 ноября составил 1,823 трлн руб., с начала года он увеличился на 5%, говорил 26 ноября министр финансов Антон Силуанов. За весь прошлый год долг вырос на 35%, согласно данным Минфина (январь 2014 года к январю 2013 года).

Регионам помогли более высокие налоговые сборы в первом полугодии 2014 года (главным образом – налога на прибыль) и действие закона о консолидированной группе налогоплательщиков. Нефтегазовым и экспортноориентированным регионам – Сахалинской и Тюменской областям, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам – помогло резкое ослабление рубля, которое привело к росту рублевой прибыли.

Кроме того, некоторые регионы пошли по пути снижения расходов, не связанных с указами президента, пишут аналитики S&P. По результатам первых трех кварталов 2014 года рост расходов был ниже темпов инфляции.

Что плохого

Но девальвация рубля начала уже начала оказывать обратный эффект: в четвертом квартале из-за переоценки валютного долга у крупных налогоплательщиков появляется убыток, говорит аналитик S&P Карен Вартапетов.

Кроме того, рефинансировать уже выданные банковские кредиты регионам полностью не удалось. К концу 2014 года доля банковских кредитов увеличится примерно до 50% общего долга субфедеральных заемщиков по сравнению примерно с 39% в 2013 году и, вероятно, продолжит увеличиваться в 2015–2017 годах, пишут эксперты в отчете. Более дорогой коммерческий долг сократился на 7%, а долг по дешевым бюджетным кредитам вырос на треть, сказал Силуанов.

«Чтобы решить проблему дисбаланса региональных финансов, которая была вызвана майскими указами и снижением темпов роста экономики, нужно примерно 1,5–2% ВВП – либо в виде дополнительных налоговых доходов, либо в виде трансфертов», – считает Вартапетов.

Что дальше

В 2015–2017 годах разрыв между расходами и доходами бюджетов регионов продолжит увеличиваться. Доходы в реальном выражении, скорее всего, расти не будут, предполагают аналитики S&P – из-за незначительного реального роста ВВП России (примерно на 1% в год), снижения мировых цен на нефть и стабилизации номинального объема трансфертов из федерального бюджета. Рост налоговых доходов замедлится уже в четвертом квартале 2014 года и останется низким в 2015 году и в последующие годы из-за замедления темпов роста экономики. По прогнозу Минэкономразвития, в следующем году ВВП снизится на 0,8%.

Помощь из федерального центра не будет сокращаться в номинальном выражении и в 2015–2017 годах, предполагают в S&P. В 2014 году межбюджетные трансферты составят около 2,2% ВВП. Трансферты включают 170 млрд руб. (около 8% общего объема) на выполнение майских указов.

«Мы ожидаем замедления темпов роста облигационного рынка. Облигации – длинные деньги, они традиционно дороже. За 9 месяцев этого года объем выпущенных облигаций остался примерно на уровне прошлого года», – сказал Вартапетов.

«Ценные бумаги мы применяли раньше, но сейчас долгов по ценным бумагам у нас нет. Они использовалось под целевые программы», – сказал РБК губернатор Тамбовской области Олег Бетин. По его словам, сейчас у региона порядка 8 млрд руб. бюджетного и коммерческого долга поровну. Другая выгодная форма заимствования – это использование казначейских кредитов, говорит Бетин. «Такие займы надо гасить в течение месяца, мы уже 8 раз им пользовались, ежемесячно мы получали фактически 2 млрд дешевых кредитов. Они выдаются под закрытие кассового разрыва».

Юлия ЗАБАВИНА

Инфографику к статье можно посмотреть на сайте источника.