РБК: Наталья Касперская инвестировала в платежную систему HandyBank
InfoWatch Натальи Касперской купила 80% платежной системы HandyBank. Этот актив вместе с подконтрольным Касперской Нэклис-банком позволит ей создать собственную финтех-платформу и, возможно, выйти на рынок криптовалют.
ООО «Инфовотч групп», основным акционером которого является Наталья Касперская, приобрело 80% ООО «Хэндисолюшенс», управляющего платежной системой HandyBank, следует из данных СПАРК. Продавцом доли выступил Сергей Черноморов — председатель правления и акционер банка «Новый символ», который в ноябре 2017 года лишился лицензии Центробанка. Наталья Касперская подтвердила РБК факт сделки, но не раскрыла ее сумму. Связаться с Сергеем Черноморовым не удалось.
Что такое HandyBank
HandyBank — это межбанковская система для управления счетами и проведения платежей. Клиенты банков, с которыми у HandyBank заключены партнерские соглашения, могут установить одноименное мобильное приложение, привязать к нему карту своего банка или нескольких банков и оплачивать услуги ЖКХ, мобильную связь, покупки в онлайн-магазинах, делать денежные переводы. Партнерами системы HandyBank являются более 50 банков, среди них Златкомбанк, банк «Держава», Нэклис-банк и др. По данным СПАРК, за 2016 год выручка ООО «Хэндисолюшенс» снизилась на 59%, до 5,4 млн руб., а чистый убыток составил 453 тыс. руб. Расчетным центром платежной системы вплоть до отзыва лицензии был банк «Новый символ». Сейчас, по словам Натальи Касперской, основной расчетный центр — это банк «Открытие».
Основатель и генеральный директор платежной системы Pay-Me Владимир Канин полагает, что стоимость всей компании HandyBank составляет около $5 млн, а значит, покупка 80% компании могла обойтись Касперской примерно в $4 млн. «Установок мобильных приложений у HandyBank совсем немного, около 5–10 тыс. в Google Play и, вероятно, столько же в App Store. Однако компания раньше занималась разработкой мобильных приложений для банков как аутсорсер, у них неплохие технологии. Думаю, Касперская могла купить компанию из-за имеющихся у них технологий, наработок и команды, чтобы быстрее войти в банковский бизнес, не разрабатывать технологии с нуля», — считает Канин.
Опрошенные РБК эксперты дают невысокую оценку стоимости HandyBank. «В конце 2017 года после отзыва лицензии у банка «Новый символ» в системе HandyBank произошел сбой — она оказалась недоступна пользователям. Это могло значительно снизить сумму сделки», — говорит аналитик одного из крупных банков.
Банковским курсом
Для Натальи Касперской HandyBank не первое приобретение, связанное с банковской индустрией. В сентябре 2017 года она стала владельцем 64% Нэклис-банка через принадлежащий ей офшор Organat Financial limited, следует из данных ЦБ. Это небольшой московский банк, занимающий 296-е место по активам в ренкинге «Интерфакс-ЦЭА».
«Одно из направлений для развития Нэклис-банка — это возможность создать на его базе финтех-платформу, которая оказывала бы услуги другим банкам, например в сфере информационной безопасности или платежей», — сообщила РБК Касперская. HandyBank не единственная платежная система, на которую нацелилась InfoWatch. Компания рассматривает возможность покупки еще как минимум одной платежной системы, но эта сделка пока не закрыта, сообщила Касперская.
Чтобы конкурировать с уже существующими финтех-платформами и платежными системами, InfoWatch должна предложить принципиально новое решение для потребителей финансовых услуг и финансовых организаций, считает генеральный директор Frank Research Group Юрий Грибанов. «Причем решение должно быть не просто новым и надежным, но и удобным для пользователей. Пока потребители финансовых услуг довольно беспечны в вопросах безопасности, и если авторизация или подтверждение транзакций требует сложного алгоритма действий, такая система не будет востребована», — говорит он.
Суверенный биткоин
Не исключено, что с помощью приобретенной платежной системы InfoWatch может выйти на рынок криптовалют, считает аналитик «Финама» Леонид Делицын. В конце 2017 года ООО «Инфовотч управление активами» (структура группы InfoWatch) подала в Роспатент несколько заявок на регистрацию товарных знаков, среди которых были наименования CasperCoin, CryptoCasper, RussianBit и др. А в ходе открытия учебного центра InfoWatch в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в январе Касперская заявила, что биткоины являются разработкой спецслужб США, а потому России необходимо разрабатывать собственные криптовалюты.
На вопрос РБК о том, планируется ли развивать на базе HandyBank и Нэклис-банка сервисы, связанные с криптовалютами, Наталья Касперская сообщила, что «планируется развитие направлений услуг, связанных с финтехом».
Наталья Касперская о биткоине
«Биткоин — проект американских спецслужб, который был создан для быстрого финансирования деятельности разведки США, Великобритании и Канады в разных странах мира».«РИА Новости», январь 2018 года
«Я за то, чтобы у нас была национальная криптовалюта, потому что конкретно Bitcoin — это инструмент, который, во-первых, не нами придуман, во-вторых, 75% биткоинов находится в частных руках».«Россия 24», октябрь 2017 года
«Прозрачность транзакций в биткоине нулевая, нельзя достоверно установить, кто кому платит. Это идет наперекор тренду обеспечения прозрачности сделок во всем мире».«Комсомольская правда», январь 2018 года
По словам исполнительного директора Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ) Арсения Щельцина, у Касперской есть хорошие шансы сделать свои продукты в области криптовалют, и они, вероятнее всего, будут отличаться от аналогов сертификацией в России. «Для наших интернет-деятелей обычное дело — высказывать опасения по поводу новых технологий, и в биткоине могут быть «дыры» для спецслужб, но воспользоваться ими довольно сложно и бессмысленно. Касперская может сделать свои проекты даже не на блокчейне. Они наверняка будут использовать российскую криптографию, а затем пройдут сертификацию регулирующих органов», — рассуждает Щельцин.
Касперская может столкнуться с серьезной конкуренцией на этом поприще, считает Леонид Делицын. «Уже есть несколько крупных игроков в лице Сбербанка, QIWI и всяческих ассоциаций. При этом открытым остается вопрос регулирования криптовалютной индустрии», — отметил эксперт.
Александра ПОСЫПКИНА, Ирина ЛИ