Reuters: ЦБР держит под контролем дефицит валютной и рублевой ликвидности
Банк России видит дефицит рублевой ликвидности, но считает эту ситуацию нормальной и управляемой, положение дел с валютной ликвидностью постепенно выровняется, но этот процесс будет длительным, а репо в иностранной валюте может в настоящее время полностью удовлетворить потребность участников рынка.
"Ситуация с закрытием внешних рынков создала дисбалансы на валютном рынке, которые быстро не закрываются и не могут быстро закрыться", — сказал глава департамента денежно-кредитной политики ЦБР Игорь Дмитриев в Госдуме РФ.
По его словам, погашения внешнего долга, которые приходятся на последний квартал 2014 года и на следующий год, частично будут удовлетворены операциями рефинансирования ЦБР и Минфина РФ, частично — за счет активов банковского и корпоративного сектора, частично потоки восстановятся после подстройки текущего счета к новым реалиям.
"Тем не менее, так как все эти процессы могут занимать длительное время, могут быть разрывы по срокам между платежами. Мы ввели репо в иностранной валюте и считаем, что этот инструмент в настоящее время может полностью удовлетворить потребность участников рынка".
Аукционы валютного репо были запущены с 29 октября, но пока этот инструмент не пользовался высоким спросом у банков, как при размещении на сроки 7 и 28 дней, так и длинных денег — на один год: в качестве причин скромного спроса назывались временное отсутствие дефицита ликвидности, а также технические проблемы и не очень комфортные ставки.
Дмитриев назвал ставку по годовому валютному репо "более чем адекватной", и хотя спрос на валютное репо ЦБ был не очень высоким на первых аукционах, дальше ситуация изменится:
"По мере того, как дальше будут подходить новые сроки платежей, спрос на этот инструмент может возрасти".
Банк России неоднократно заявлял, что будет консервативнее при оценке потребности банков в ликвидности, а резкое падение рубля считает опасным для экономики и противопоставит спекулятивным стратегиям "точечные меры" на денежном рынке, чтобы не навредить его устойчивости.
Регулятор ограничил с 11 ноября объем рублевой ликвидности через лимит по операциям валютный своп для стабилизации ситуации на валютном рынке, но пока не стал кардинально сокращать лимит предоставления средств на недельном аукционе репо, дополнив операции рефинансирования еще и тонкой настройкой в налоговый период.
После того, как регулятор поднял ключевую ставку до 9,50 процента, однодневные ставки на денежном рынке стабильно превышают 10 процентов годовых, а индикативная ставка Mosprime на 1 день и 3 месяца составляла на 25 ноября 10,97 и 12,43 процента годовых.
Дмитриев подтвердил наличие проблемы дефицита рублевой ликвидности, назвав ситуацию нормальной, без негативных последствий для системы в настоящий момент.
"Действительно, дефицит рублевой ликвидности с нами надолго, и это во многом нормальное явление для любого центрального банка, потому что именно структурный дефицит позволяет управлять ситуацией", — сказал он.
По его словам, вопрос в том, при какой величине дефицит ликвидности начинает приносить негативные последствия:
"В настоящее время ситуация управляемая, количество инструментов покрывает потребность в рублевой ликвидности".
ЦБР оценивает потребность в рефинансировании на конец года в 7,6 триллиона рублей, на основании материалов ДКП.
Елена ФАБРИЧНАЯ, текст Елены ОРЕХОВОЙ, редактор Дмитрий АНТОНОВ