РБК: ФАС назвала риск при введении антимонопольных проверок внутри компаний

ФАС, которая до конца года должна внести законопроект об антимонопольном комплаенсе в компаниях, что призвано снизить для них потенциальные штрафы, еще обсуждает детали: есть риск, что бизнес подойдет к вопросу формально.

Федеральная антимонопольная служба разработала проект по внедрению антимонопольного комплаенса в российских компаниях, но его детали по-прежнему обсуждаются с правительством и правовым управлением администрации президента (АП), поскольку существует риск, что бизнес будет подходить к этому нововведению формально. Об этом рассказал начальник правового управления ФАС Артем Молчанов на конференции «Антимонопольный комплаенс в России», которая прошла во вторник в Москве.

По словам Молчанова, дискуссия правительства и АП все еще продолжается, хотя закон должен был быть согласован «уже вчера».

Разработать и внести в правительство федеральный закон, предусматривающий правовое регулирование антимонопольного комплаенса, поручил президент Владимир Путин. Согласно его указу, правительство должно сделать это до 1 января 2019 года. Антимопопольный комплаенс — это система предупреждения антимонопольных нарушений внутри самих компаний. Внедрение такого механизма должно сократить число нарушений в соответствии с указом Путина о государственной политике по развитию конкуренции до 2020 года.

«Мы находимся сегодня на площадке правительства и администрации, обсуждая введение этого закона. Риск, который не дает нам перейти к дальнейшим шагам, связан с преодолением формализма — возможностью ухода компаний от ответственности только лишь при наличии формальных бумаг», — сказал Молчанов. В правительстве сомневаются, что проект дает четкое предствление бизнесу, как ФАС будет определять, когда комплаенс действительно внедрен и работает, а когда «просто лежит в виде свода правил в ящике», пояснил чиновник.

Госструктуры и ОПК

ФАС занимается разработкой проекта не первый год, последняя версия поправок в Федеральный закон «О защите конкуренции» и в Кодекс об административных правонарушениях была опубликована в 2017 году. Согласно законопроекту, ведомство предлагает считать проведение антимонопольного комплаенса в компании обстоятельством, снижающим штраф за часть правонарушений (снижение, по словам Молчанова, составит 12,5%). К ним относятся недобросовестная конкуренция, злоупотребление доминирующим положением, манипулирование ценами на рынках электроэнергии, а также заключение соглашения, ограничивающего конкуренцию.

Чтобы претендовать на смягчение административной ответственности, комплаенс в компании должен быть проведен до момента совершения правонарушения, а само нарушение антимонопольного законодательства на момент возбуждения административного дела должно быть прекращено, следует из предложений ФАС. Для внедрения комплаенса компания разрабатывает внутренние документы, определяющие систему рисков нарушить антимонопольное законодательство и механизмы выявления таких рисков.

Риски компаний могут отличаться в зависимости от условий осуществления деятельности, положения на рынке, специфики товарного рынка. Немаловажным является проведение разъяснительной работы с сотрудниками, следует из текста проекта.

В указе президента есть аналогичная норма, распространяющая антимонопольный комплаенс на органы государственной власти, как федеральные, так и региональные. Всем им поручено разработать дорожные карты по улучшению конкуренции и устранению соответствующих барьеров на трехлетний период, отметил на конференции во вторник замглавы ФАС Андрей Цыганов.

Антимонопольная служба уже подготовила рекомендации по разработке комплаенса внутри государственных структур. Все они согласованы с министерствами и разосланы в регионы, а до конца июня должны быть внесены в правительство, добавил Цыганов.

В России меры антимопонольного комплаенса в первую очередь были внедрены в оборонно-промышленном комплексе, есть соответствующие документы под грифом «для служебного пользования», указал замглавы ФАС. В ведомстве считают, что для некоторых категорий предприятий эти меры должны быть обязательными. «Раз они должны рачительно относиться к использованию бюджетных средств, то пусть они и на штрафы их не тратят», — сказал чиновник.

Екатерина КОПАЛКИНА