Российская газета: Барьерный тариф
Повышение тарифов на коммунальные услуги происходит в нашей стране традиционно 1 июля. На этот раз к ним прибавятся еще и новые расценки за мусор.Чем ближе к часу Х, тем больше вопросов возникает у наших читателей. Специально для них "Российская газета" накануне повышения коммунальных тарифов организовала "горячую линию", которую провела исполнительный директор Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ ("ЖКХ-Контроль") Светлана Разворотнева.
Светлана Викторовна, с 1 июля коммунальные тарифы повысятся по всей стране. Кого ждет повышение больше, а кого меньше?
Светлана Разворотнева: В среднем рост по стране не превышает 4 процента.
Опережающими темпами в этом году у нас вырастет плата в Санкт-Петербурге, в Якутии — больше 6 процентов. Также в лидерах Башкортостан, Кемеровская область, Нижегородская, Кировская.
Почему так неравномерно растут тарифы по стране?
Светлана Разворотнева: Правительство устанавливает коридоры для общего роста платежей по коммунальным ресурсам, потребляемым внутри жилого помещения, квартиры. Сюда входит плата за электроэнергию, воду, тепло и так далее.
Для каждого региона власти также утверждают верхнюю планку индексации всех тарифов. А региональный регулятор, или служба по тарифам, или региональный энергетический комитет устанавливают конкретные тарифы для каждого отдельного вида услуг, для каждого отдельного предприятия.
Конечно, и правительство, и мы следим за тем, чтобы общий платеж не превышал вот этого установленного коридора.
Но чтобы не вводить в заблуждение читателей, я напомню, что у органов местного самоуправления остается право вводить дополнительные надбавки к этим установленным регионом тарифам. К примеру, если в регионе реализуется инвестиционная программа.
Меньше всего тарифы на коммунальные услуги вырастут на Кавказе, а больше всего — в Петербурге и Якутии
В каких регионах повышение тарифов будет минимальным?
Светлана Разворотнева: Меньше среднего по стране тарифы растут в республиках Северного Кавказа.
Кстати, здесь в лучшем случае собираемость составляет 70 процентов по коммунальным ресурсам.
По капремонту я вообще молчу. По Северной Осетии порядка 20 процентов собираемость. Хотя по стране уже собирают больше 90 процентов.
С 1 июля еще повысятся тарифы на вывоз мусора. Намного? И почему их вдруг решили повышать?
Светлана Разворотнева: Тарифы на вывоз мусора, как вы знаете, теперь устанавливают по новым правилам, как того требует "мусорная реформа".
Сейчас вывозом и утилизацией мусора должен заниматься единый региональный оператор, с ним все и заключают договоры. Если в регионе тарифы утвердили до 1 июля, то, конечно же, они должны пройти процедуру индексации. И повыситься. Если же тарифы будут приняты в июле, на что пойдет большинство регионов, то индексировать их, как впервые установленные, не надо.
Мы следим за ситуацией, проводили экспертный опрос. К сожалению, констатируем, что увеличиваются они в разы в лучшем случае.
Наши читатели из регионов сообщают о двукратном увеличении тарифов на вывоз мусора.
Светлана Разворотнева: В два раза это еще прекрасно. Мне сообщили, что в Брянске тариф вырос в 12 раз.
В Ставрополе был жесточайший скандал: там нормы накопления установили такие, в том числе и для юридических лиц, что у них получилось какое-то нереальное количество мусора. Тариф вроде и не менялся, а плата за мусор все равно очень взлетела.
А есть еще платежи за пределами порога повышения, о котором вы говорили?
Светлана Разворотнева: Управляющие компании заключают еще договоры отдельно на коммунальные ресурсы на общедомовые нужды, и эти платежи не входят в основной лимит повышения, установленный для региона.
И еще капремонт. Думаю, регионы будут повышать взносы на капремонт, чтобы они были не ниже себестоимости.
Индивидуальные тепловые пункты с погодным регулированием уменьшают плату за тепло в домах на треть
Можно ли как-то сдержать рост тарифов?
Светлана Разворотнева: Безусловно, наш главный ресурс — это повышение энергоэффективности ЖКХ. Потому что тарифы у нас ниже, чем у большинства наших соседей за рубежом. Но платим мы зачастую больше, потому что не научились экономить.
Мы платим не за те ресурсы, которые потребили, а за воровство и потери. Нам нужна тотальная модернизация коммунальной инфраструктуры.
Необходим повсеместный учет и контроль. В этом смысле оснащение многоквартирных домов "умными" приборами учета — это один из эффективных методов борьбы с воровством и потерями.
Индивидуальные тепловые пункты с погодным регулированием позволяют уменьшить плату за тепло в домах на треть. Есть немало таких технологических решений, которые используются во всем мире, но у нас приживаются плохо.
Тем временем около трети обращений в общественные приемные "ЖКХ Контроль" идут по статье "плата за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ)". Люди не понимают, почему цены все время растут, а качество при этом не улучшается.
И в нашей почте много обращений, где люди говорят: "Мы не понимаем, за что платим".
Светлана Разворотнева: Действительно, по-прежнему много желающих ловить рыбу в мутной воде.
Вот есть пример Ленинградской области, где люди получали тепло одной компании, а потом появилась новая организация, которая требует от товариществ собственников жилья и управляющих компаний заключать договор на поставку коммунального ресурса именно с ней.
У нее есть часть трубы и нет операционных затрат, но при этом потребителям Выборга она выставляет платежи в два раза больше, чем были до ее появления. По закону все чисто, не подкопаешься. Но тариф на ровном месте вырос в два раза.
Таких посредников — масса.
И как бороться с такими фирмами-прокладками?
Светлана Разворотнева: По-хорошему, перед повышением тарифов надо проводить публичный аудит каждой компании.
Причем создавать комиссии с участием силовых структур, которые смогут отследить коррупционные сферы и те офшоры, в которые выходят деньги. И только после проведения аудита и согласования целевых показателей по улучшению качества работы одобрять повышение тарифов.
И делать это надо не "пакетом", как это происходит сейчас, и не одномоментно, а тщательно и последовательно разбираться с каждой компанией.
Продолжение "горячей линии" читайте в ближайших номерах "Российский газеты"
Ирина ЖАНДАРОВА