Коммерсант: Аудиторов выводят на чистую осень
Как стало известно "Ъ", разрабатывавшаяся несколько лет и почти завершенная реформа аудиторского рынка может пойти на второй круг. Вопреки ожиданиям, Госдума не примет пакет ключевых поправок в законодательство этим летом. По информации некоторых источников "Ъ", процесс заморожен по инициативе Минфина, который больше не готов полностью передавать ЦБ регулирование аудиторов. Участники рынка видят серьезные риски не только в изменении параметров реформы, но и просто в ее задержке, которая может вызвать коллапс отрасли.
Законопроект, передающий полномочия по регулированию, надзору и контролю за деятельностью аудиторов Банку России, не будет принят в запланированные сроки, сообщили источники "Ъ". Пакет соответствующих поправок был внесен в Госдуму еще в конце сентября 2017 года и в декабре принят в первом чтении. Предполагалось, что второе и третье чтения пройдут в начале июля 2018 года. Однако, подтвердили в профильном комитете Госдумы, документ направлен на доработку. «Перенос рассмотрения связан с предложением правительства РФ, которое, возможно, решило взять еще некоторое время для анализа данных поправок»,— пояснил "Ъ" заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Антон Гетта.
Источники "Ъ" утверждают, что инициатором приостановки был Минфин, который сейчас единолично регулирует аудиторов. «Минфин не хочет передавать ЦБ полномочия по регулированию рынка. Речь идет о том, чтобы оставить Банку России только надзор, причем исключительно над аудиторами банков и финансовых организаций»,— уточнил один из собеседников "Ъ". В Минфине официально вопрос не комментируют. Но источник, близкий к министерству, заверил, что инициатива о доработке «была обоюдной». Более того, по версии собеседника "Ъ", именно ЦБ хочет принять полномочия только по аудиторам поднадзорных ему (то есть финансовых) организаций.
В ЦБ от комментариев отказались. Источник, знакомый с ходом дискуссии сторон, утверждает, что Минфин говорит о позиции ЦБ двухлетней давности.
Для участников рынка задержка реформы стала полной неожиданностью. По словам господина Гетты, в ходе многочисленных обсуждений чиновники, законодатели и компании выработали «оптимальные, компромиссные формулировки». Перенос голосования создает неопределенность и напряжение, подтверждают аудиторы. «О реформе было заявлено год назад. Многие участники рынка уже начали перестройку бизнеса по новым требованиям. Многие просто вышли из бизнеса. И вдруг правила игры снова под вопросом»,— подчеркивает партнер EY Игорь Буян. По словам председателя СРО ААС по СЗФО, президента НП «Аудиторская палата Санкт-Петербурга» Александра Кузнецова, рынок жить по старым правилам больше не может, «закон жизненно необходим».
Разделение полномочий между регуляторами потенциально может создать дополнительные издержки как для бизнеса, так и для чиновников, добавляет господин Буян. «Специалистов, способных осуществлять надзор за аудиторской деятельностью, на рынке очень мало. Их попросту может не хватить на два органа»,— отмечает он. Фирмам, занимающимся аудитом как финансовых, так и нефинансовых организаций, угрожают двойные проверки, причем трактовки нарушений одних и тех же стандартов у разных надзорных органов могут значительно отличаться.
Самым неприятным сценарием участники рынка называют его возможный коллапс из-за сохранения старых требований к организации СРО. Отправленный на доработку законопроект содержит новые критерии численности по членству в СРО (не менее 26% аудиторских организаций, внесенных в реестр, и ряд других относительных критериев). Пока же действует старая норма, предписывающая СРО объединять не менее 2 тыс. компаний или не менее 10 тыс. аудиторов. «СРО с трудом соблюдают нынешние критерии. Участники по разным причинам покидают рынок. Кроме того, СРО необходимо исключать недобросовестных игроков»,— поясняет глава СРО РСА Людмила Козлова. Если новые нормы, содержащиеся в отправленных на доработку поправках, к сентябрю не вступят в силу, СРО недоберут необходимое число участников и будут вынуждены прекратить работу. Без саморегулирования же, в силу закона, работа рынка станет невозможной.
Вероника ГОРЯЧЕВА, Мария САРЫЧЕВА