Коммерсант: ЦБ оформит фондам скидку

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) могут получить послабления по размеру собственного капитала, а также расширить возможности инвестирования. Однако сделать они это смогут лишь через год. К этому моменту ЦБ проведет стресс-тестирование фондов, которые работают только с пенсионными резервами, и проанализирует их результаты.

ЦБ задумался о том, чтобы снизить требования к капиталу НПФ, следует из концепции пропорционального регулирования и рискориентированного надзора некредитных финансовых организаций (НФО), опубликованной 17 июля. «Мы должны дождаться полноценной имплементации такого надзорного инструмента, как стресс-тестирование»,— пояснил директор департамента коллективных инвестиций и доверительного управления ЦБ Кирилл Пронин. При этом в концепции отмечается, что требование о достаточности активов для исполнения обязательств по результатам стресс-тестов сохраняется.

Обязательное стресс-тестирование НПФ запущено в начале года. Пока его проходят лишь фонды, работающие с пенсионными накоплениями граждан. С 1 января 2019 года стресс-тесты также начнут исполнять фонды, аккумулировавшие только пенсионные резервы. Минимальный порог по капиталу — 150 млн руб., с 2020 года — 200 млн руб., также активов НПФ должно хватать на исполнение обязательств перед гражданами (по переходам, текущим выплатам пенсий и т.д.). Если в ходе стресс-теста обязательства не могут быть покрыты, фонду необходимо изменить свой портфель либо докапитализироваться (см. "Ъ" от 11 апреля).

Согласно представленной ЦБ концепции, по итогам полноценного внедрения стресс-тестирования возможен «постепенный отказ от отдельных ограничений на инвестирование» пенсионных накоплений и резервов. При этом, по словам господина Пронина, изменения произойдут не раньше чем ЦБ подведет «промежуточные итоги стресс-тестирования» по пенсионным резервам, то есть после первой половины 2019 года.

ЦБ ссылается на инициативы участников рынка. «Ассоциация НПФ неоднократно обсуждала с Банком России введение пропорционального регулирования с целью сохранения на рынке пенсионных услуг небольших устойчивых НПФ, не состоящих в крупных финансово-промышленных группах»,— заявил руководитель комитета АНПФ по малым и региональным фондам Алексей Морозов. Это помогло бы таким НПФ, которые не обладают значительными финансовыми ресурсами, провести акционирование, которое должно быть закончено в этом году. Однако если требование к капиталу будет снижено только во второй половине 2019 года, помощи в акционировании это не окажет и фонды будут обязаны нарастить собственные средства.

Как отмечают эксперты, благодаря стресс-тестам регулятор уходит от жесткого надзора к более мягким формам. «К ним можно отнести и возможные послабления к требованию капитала, и расширение возможности инвестирования»,— отмечает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин. При этом, по его словам, Банк России «сохраняет за собой инструмент, благодаря которому может регулировать всю пенсионную систему». Например, если в системе накопятся риски, то ЦБ может ужесточить методику стресс-тестирования, заставив НПФ увеличить капитал или уйти из рисковых активов, считает он. «В руках ЦБ она может использоваться и как дубинка, и как пряник»,— резюмирует господин Ногин. Однако «пряник» в виде сокращения требований к капиталу фондов не очень значительный, считают в НПФ. «Фондам с хорошо диверсифицированным и качественным в плане кредитных рейтингов портфелем инициатива позволит высвободить капитал лишь в небольшом объеме»,— указывает директор департамента риск-менеджмента НПФ «Сафмар» Наталья Рудик.

Илья УСОВ