Известия: Бюджет заработал на бирже

Размещение временно свободных денег Минфина стало дополнительной статьей доходов госказны и повысило устойчивость банковской системы. За шесть лет депозитные аукционы и сделки РЕПО принесли бюджету почти 312 млрд рублей, рассказал «Известиям» глава Федерального казначейства Роман Артюхин. Пока доходы относительно невелики, считают эксперты. Но у таких операций высокий потенциал, так как теперь доступ к аукционам получит большее число банков, отмечают они.

С 2012 года Федеральное казначейство проводит депозитные аукционы, на которых предлагает банкам временно свободные бюджетные деньги. За шесть лет на Московской бирже прошло 519 аукционов, общая сумма, размещенная в банках, составила 40,7 трлн рублей. Доход от этих операций — 244,3 млрд рублей, сообщил Роман Артюхин. Еще 66,4 млрд рублей ведомство заработало на сделках РЕПО (депозиты под залог облигаций федерального займа) на внебиржевом рынке, а $20,5 млн — от размещения валютных депозитов, отметил глава ведомства. В общей сложности вырученная сумма составила порядка 312 млрд рублей.

— Мы пользуемся услугами Московской биржи, чтобы зарабатывать для федерального бюджета дополнительные доходы, — подчеркнул он.

Пока эти доходы относительно невысоки, полагает финансовый аналитик «БКС Премьер» Александр Тараскин. Шестилетний заработок в 312 млрд — это почти в два раза меньше нефтегазовых доходов федерального бюджета за январь 2018 года (661 млрд рублей), или лишь 2% от совокупных доходов бюджета за 2017 год (15 трлн рублей), пояснил он.

Однако значение операций казначейства несколько шире. Его депозитные аукционы — не только возможность размещения свободных денег бюджета в банках для получения дополнительного дохода, считает аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции» Валентин Журба. По его словам, это улучшает ликвидность, а значит, и устойчивость всей финансовой системы.

Депозитные аукционы казначейства были востребованы в период нехватки у банков ликвидности в 2012–2016 годах, пояснили в Сбербанке. Эксперты отмечают, что ЦБ оставил банкам возможность привлекать средства только по повышенным нерыночным ставкам.

Как пояснил Роман Артюхин, рублевые аукционы более востребованы среди банков, чем валютные. С 2015 года казначейство проводит на внебиржевом рынке сделки РЕПО — размещает рублевые депозиты в банках под залог ОФЗ (облигации федерального займа, эмитированы Минфином). Банки предпочитают не использовать механизм РЕПО от ЦБ, так как это довольно дорого, и если объем такой задолженности перед регулятором растет, значит, кто-то испытывает проблемы с ликвидностью, напомнил Валерий Журба.

Казначейские деньги обычно размещаются на короткий срок, а значит, банки могут использовать их для управления ликвидностью, а не для выдачи кредитов, пояснила аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова. При этом участие финансовых организаций в аукционе ограничено законодательно: раньше маленькие и средние банки не могли выполнить требования к капиталу (минимум 250 млрд рублей). А именно небольшие кредитные организации зачастую и нуждаются в деньгах, добавил Валентин Журба.

С 16 июля требования к капиталу банков снижены в 10 раз — с 250 до 25 млрд рублей, говорил замглавы казначейства Станислав Прокофьев. Это открывает возможность принять участие в аукционе примерно 200 банкам, однако сколько из них заинтересованы в операциях, оценить трудно. В то же время для банков с госучастием требования к капиталу жестче: минимум 100 млрд рублей.

Казначейство стало одним из ключевых игроков на денежном рынке, однако ЦБ должен минимизировать влияние его операций на проводимую регулятором денежно-кредитную политику, полагает Александр Тараскин. Нужно понимать, что у ЦБ и Минфина совершенно разные цели и задачи при размещении средств, добавила Анастасия Соснова. По ее словам, регулятор отвечает за устойчивость банковской системы, а Минфин заинтересован в получении выгоды от размещения свободных бюджетных средств.

Потенциал использования казначейством биржевых инструментов не исчерпан, считает Роман Артюхин. Ведомство планирует разрабатывать новые биржевые механизмы управления временно свободными деньгами бюджета.

Татьяна ГЛАДЫШЕВА